Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Рекомендованные сообщения

  • Почтенные пользователи =)
На углу Большой Садовой с Никольским переулком (ныне Халтуринский) стоит красивый двухэтажный дом Маргариты Никитичны Черновой. Об удивительной красоте и образованности хозяйки дома ходили легенды. А еще поговаривали о существовании тайного подземного хода, ведущего от особняка к реке Темерник.

 

122437163_0_85fbe_9859a000_XXL.jpg

 

Расточительность отечественного дореволюционного купечества давно вошла в легенду. Негоцианты пропивали, проедали, проигрывали, прогуливали состояния.В захолустном Ростове с его патриархальными традициями и достаточно поздним «первоначальным накоплением капитала» ради прекрасного пола особенно деньгами не сорили. Однако и здесь существовали свои легенды царской щедрости влюбленных миллионщиков, способных гулко тряхнуть мошной ради очей прекрасных и дамской благосклонности.

До сих пор в Ростове рассказывают о том, что известный ростовский купец Елпидифор Трофимович Парамонов был страстным поклонником таланта актрисы Черновой, и специально для нее заказал этот роскошный особняк. Даже место он подобрал с умыслом: в конце XIX века это была городская окраина, усаженная садами (отсюда и название улицы - Большая Садовая). Так что Парамонов мог приезжать в гости к Черновой вдали от глаз ростовского бомонда. Бытовала даже легенда о подземном ходе, который вел из каретного сарая во дворе дома к Темернику.

 

Из справочника за 1914 год следует, что владельцем этого дома была Маргарита Никитична Чернова. Уже много лет в Ростове живут легенды об удивительной красоте этой женщины, ее прекрасном воспитании и романе Маргариты Черновой с одним из представителей знаменитого ростовского купеческого рода Парамоновых, который и построил этот особняк для нее.

 

122437334_GzkK_4x4whE.jpg

 

Неплохо сложилась судьба  служительницы муз. Маргариты Черновой.Она одно время выступала на сцене деревянного цирка-театра Машонкиной.  В конце XIX века режиссером театра состоял известный российский театральный деятель Николай Синельников (роли в театрах Харькова, Ставрополя, Владикавказа, Житомира, Николаева, Казани), впоследствии ставший заслуженным деятелем искусств СССР.

К Машонкиной и публика ходила более респектабельная, для которой театральные премьеры были настоящим «выходом в свет» с обязательной демонстрацией последних достижений в коммерции в виде шикарных колье и престижных брегетов.

Завсегдатаем театра был   Парамонов Елпидифор Трофимович. Успешный коммерсант не прошел мимо может и не самой талантливой, но уж точно самой яркой актрисы труппы Синельникова. Ростовская легенда гласит, что по уши влюбившийся Парамонов чуть ли не каждый день торчал с корзинами цветов у гримерки Черновой. Однако умная последовательница Мельпомены веревки вила из богатого поклонника, заставляя его исполнять все свои прихоти, ничего не обещая взамен. Снизошла же до влюбленного лишь после того, как обалдевший от вожделения купец первой гильдии не пообещал ей особняк на Большой Садовой.  

Заказал проект известному ростовскому архитектору Николаю Дорошенко  с условием отроить «нечто, ни на что не похожее. Дорошенко в точности исполнил пожелания богатого заказчика, в 1899 году выдав одно из самых красивых эклектичных зданий Ростова, уступившее по затейливости лишь открытому в том же году зданию городской думы академика Александра Померанцева.

 

Восхищенная Маргарита въехала в изящный особняк на Большой Садовой, 25 с грациозной башенкой, мощными атлантами и вазонами на фасаде, окончательно растаяв и покорившись восторженному купцу и проявила себя достаточно рачительной, сдав первый этаж под аптеку Абраму Шамковичу.

 

122437623_Chernova3.jpg

 

Маргарита Никитична сама выбирала, каким будет внешний облик дома, и лично настояла на архитектурных изысках в стиле барокко: богатой лепнине в виде гирлянд, масок, медальонов, атлантов с кариатидами, поддерживающих кронштейны здания.На втором этаже находились жилые помещения. На Большую Садовую улицу выходили окна зала приёмов. Среди других помещений зал выделялся более высокими потолками и роскошным декором интерьеров. Сцена располагалась в углу зала. Из коридора можно было выйти на балкон с балюстрадой. Вдоль фасада по Халтуринскому переулку располагались столовая, гостиная, спальня и другие помещения. Каждая из комнат была декорирована лепниной, расписанной масляными красками    

 

122438141_domchernovoyarhitectura.jpg

 

Украшением дома был зал, выходящий окнами на Большую Садовую. Здесь хозяйка особняка устраивала приёмы, спектакли и концерты. В 1903 году в доме Черновой пел Фёдор Шаляпин, прибывший в Ростов для единственного концерта в театре Машонкиной. Парамонов уговорил его побывать на вечере у «подающей надежды» молодой артистки этого театра.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Главный вход в здание расположен на углу Большой Садовой улицы и Халтуринского переулка. По обеим сторонам от него размещаются ложные окна, декорированные наличниками с лепными сандриками. Над угловой частью возвышается бельведер с куполом — это композиционное ядро особняка. На втором этаже находится балкон с балюстрадой. Фасад богато декорирован лепниной: декоративные вазы в нишах, атланты, кариатиды, медальоны, морские раковины, гирлянды, растительный орнамент.

 

122437999_53256ro.jpg

 

Здесь же, в доме Черновой, зародилась Театральная мастерская режиссёра Юрия Завадского. В 1917 — 1921 годах в зале второго этажа выступала труппа, из которой вышли прославившиеся впоследствии режиссёры и актёры. Отсюда пришёл в мир театра известный сказочник и драматург Евгений Шварц. Позднее он тепло вспоминал в своих мемуарах о доме, в котором начался его актёрский путь: «Зал черновского особняка, большой для богатого дома, превращён был в крошечную театральную залу. А мы, случайно встретившиеся, едва вышедшие из юноше.ского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актёрами. И сами не верили этому». В начале лета 1920 года Театральную мастерскую посетил Николай Гумилёв. Он смотрел здесь премьеру своей пьесы «Гондла», а после читал стихи…

 

122437689_p_arh_1.jpg

 

Сокровища в ростовских подземельях?                                                                                                                                                                        

С этим домом связана и другая история, куда менее известная. Перед революцией рядом с особняком Черновой жил известный коллекционер произведений искусства Новосильцев. Его богатейшее собрание живописи русских и иностранных мастеров было известно не только в России, но и за её пределами.

Осенью 1919 года Красная Армия стремительно вошла в город, — рассказывает ростовский краевед, руководитель клуба «Искатель: тайны и загадки истории» Виктор Бормотов. — У красных комиссаров имелось письменное распоряжение ВЧК реквизировать все предметы искусства, представляющие какую-либо художественную ценность. В дальнейшем из них предполагалось создавать коллекции общедоступных музеев.

 

Конечно, новая власть была наслышана о коллекции Новосильцева. В его дом был направлен отряд красноармейцев. Каково же было их удивление, когда они не обнаружили ни одной картины! Вывезти из города обширное собрание живописи Новосильцев не мог. Версия одна — он успел его где-то скрыть.

 

Позднее загадка исчезновения коллекции прояснилась. Оказалось, в доме с кариатидами имелся обширный подвал в несколько ярусов, уходящий глубоко под землю и соединённый с катакомбами, проходящими под домом. Туда-то и спрятал свои картины коллекционер. Некоторые исследователи уверены: картины Новосильцева до сих пор лежат в ростовских подземельях! И действительно: многие шедевры, хранившиеся в собрании коллекционера, после революции так нигде и не объявились.

     

Подземный ход к Темернику.                                                                                                                                                                                                      

Местные старожилы рассказывали, что не только под бывшим домом Черновой, но и под всем двором располагался огромный подвал, из которого можно было попасть в подземный ход, ведущий к реке Темерник, и даже в запутанные лабиринты древних катакомб, оставшихся здесь от греческого поселения. Многие богатые особняки, стоявшие поблизости, были соединены подземными ходами с этими лабиринтами.

 

В 1920 году знаменитый особняк национализировали, а Чернову выселили, здание национализировали. На первом этаже и в подвале разместилась «Аптека № 2», а на втором этаже — «Детская коммуна № 5». По данным 1926 года, на втором этаже была школа кройки и шитья Донпрофобра. На первом располагались «Аптека № 2», «Акционерное общество Кожсырьё», а также «жильцы 9 семейств, живущих стеснённо по 7 человек в одной комнате бывшего торгового помещения». В 26-м Президиум Ростово-Нахичеванского городского Совета Донского округа постановил передать особняк краевой прокуратуре. В мае того же года прокуратуре отдали под служебный транспорт и бывший каретник во дворе дома. Строение требовало ремонта. При его осмотре выяснилось, что ледник, расположенный под каретником, заполнен водой. Что ещё было обнаружено при осмотре бывшего каретника, неизвестно. Однако именно с того времени по городу пошли слухи о том, что из подвалов дома с кариатидами идёт подземный ход к реке Темерник.

 

С 1940 года в здании размещался партийный архив Ростовской области, а после распада Советского Союза — Государственный архив Ростовской области  

 

В 90-х годах прошлого века особняк Черновой… перестал существовать. Начало трагедии было положено 8 сентября 1986 года, когда в здании партархива лопнула труба горячего отопления на втором этаже. Меры по ликвидации аварии были приняты не сразу, и кипятком оказалось залито все здание. Погибла значительная часть партийных документов. А здание, пережившее войну и уже почти век не подвергавшееся ремонту, пришло в критическое состояние.

Специалисты, обследовавшие потрескавшиеся стены и деревянные перекрытия, пришли к выводу, что отремонтировать здание почти невозможно. Кое-кто предложил даже снести особняк Черновой, и на его месте построить современную многоэтажку.

 

Но здесь за историческое здание вступилась городская общественность. И единственный выход был найден: убрать аварийные стены, и на этом месте, по старым историческим чертежам возвести новое здание: точную копию особняка Черновой. Такой, каким он был в 1899 году. Было очень много скептиков, не веривших, что такое возможно. Их количество уменьшилось лишь когда на красивое здание посадили новенький сверкающий купол.

 

Особняк Черновой, с которым столь многое связано в Ростове, был возрожден и теперь это здание является украшением центральной улицы нашего города, им любуются и ростовчане, и гости Ростова. Редкий прохожий не задержит взгляд на затейливых башенках и кариатидах, украшающих здание, которое до сих пор носит имя своей первой хозяйки или дом с кариатидами.. При восстановлении здания использовались оригинальные элементы декора. В настоящее время в здании размещается отделение Банка Москвы.

 

122438080_d0aed0b6d0bdd18bd0b9d184d0b0d1

 

122438117_d09ad0b0d180d0b8d0b0d182d0b8d0  122438118_d090d182d0bbd0b0d0bdd182d0bad1

 

122438119_54769656.jpg

Изменено пользователем skazka_rostov
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

... известный ростовский купец Елпидифор Трофимович Парамонов был страстным ....

 

... по уши влюбившийся Парамонов чуть ли не каждый день торчал с корзинами цветов у гримерки Черновой.

"Елпидифор Трофимович Парамонов был" вообще то старовером и довольно религиозным. Дата его рождения не известна, но по любому в конце IXX века ему было уже около 60-ти так что как-то трудно представляется донская легенда в роли влюбленного гимназиста))))
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.