Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Антропософия.Теософии.


KuliPashi
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • VIP

Как можно более сжато я попытаюсь ответить на вопрос, что такое Антропософия. "Антропос" по-гречески - человек, "София" - мудрость. Мудрость о человеке. Рассматривается состав (тело, душа, дух), предназначение, судьба человека. Но не только современного человека. Имеется в виду нечто гораздо большее: человек в масштабе эволюции, в его взаимоотношениях с духовными иерархиями. Эту древнюю, но вечно юную мудрость в современной форме открыл людям Рудольф Штейнер (1861-1925). Антропософия - это не религия и не философия. Общее с ними лишь то, что обе они относятся к душевной и мыслительной части существа человека. Религия устанавливает внутреннюю, душевную связь с Богом и с любым объектом поклонения. Философия познает действительность благодаря мышлению, логическим умозаключениям.

 

Антропософия - это духовная наука.

Антропософия - это эзотерическое христианство.

Антропософия признает эволюцию, перевоплощение и карму.

Антропософия есть метод достижения сверхчувственного сознания.

 

Расшифруем эти тезисы. Что значит духовная наука? Весь материальный мир пронизывает дух, как субстанция, все предметы связаны с духовными сущностями. Антропософия изучает закономерности этих связей, первооснову и движущую силу предметов и явлений, любые изменения в мире материи являются отображением происходящего в области духа. Многие оккультные школы подходят эмпирически к сверхчувственным явлениям, дают локальные, не всегда убедительные их объяснения. Главное для них - не познание, а достижение видения, достижение сверх- способностей. Антропософия представляет собой цельную, гармоничную духовно-научную концепцию мироздания.

 

Антропософия нисколько не противоречит Священному писанию. Она проникает в эзотерические глубины и раскрывает истины христианства в той мере, в какой они могут быть восприняты на современном уровне сознания. Эзотерическое - значит скрытое, не воспринимаемое обычными органами чувств и выходящее за рамки рассудочного мышления.

 

В центре антропософского учения находится Христос, Бог, 2-я ипостась Святой Троицы. Христос, Логос, по воле Бога Отца сотворил человека и Вселенную, опустился на Землю и отдал себя в жертву, чтобы спасти человечество. "До скончания века" Он будет с нами, вливая живительные силы на трудном эволюционном пути. В теософии и в восточных оккультных школах Христа не считают Богом, ему отводится роль лишь одного из великих Учителей человечества.

 

Особое значение придает Антропософия личности. В результате многих перевоплощений и эволюционных метаморфоз в человеке раскрывается высшее, божественное Я. Искупив грехопадение, он становится богоподобной, творящей сущностью. Традиционное богословие тоже признает бессмертие человека, но не в духовном, а в душевно-телесном качестве. Оно отрицает эволюцию, перевоплощение душ и карму (воздаяние за поступки в прошлых жизнях). Судьба личности складывается в результате одной жизни, независимо от того, был ли это младенец или зрелый, человек, отвечающий за свои поступки. Одни вечно блаженствуют, другие вечно мучаются. В восточных учениях личность, Я человека в итоге эволюции растворяется в Абсолюте. Все многообразие жизни оказывается лишь майей (иллюзией).

 

Остро стоит в мире проблема добра и зла. Каждый из нас рано или поздно сделает свободный выбор между добром и злом, Христом или дьяволом. Зло вершат определенные существа, руководимые могущественнейшими духами - Люцифером и Ариманом. Обычно их именуют дьяволом или сатаной, неважно, действуют ли они отдельно или слиты воедино. В восточных представлениях зло не конкретно, размыто, выступает скорее как хаос, дисгармония в мироустройстве абсолютного Разума.

 

Центры мистерий древности готовили посвященных, которые приобретали знание о духовных мирах, получали от богов наставления, касающиеся земной жизни. Антропософский метод посвящения - это современный путь ученичества, когда при достижении ясновидения сохраняется я - сознание. Встать на путь посвящения - значит принять в сердце Христа, получить новый стимул для саморазвития и земных дел. При этом необходимы духовно-научные знания и тщательная моральная подготовка. Кто в этом смысле окажется готовым, может надеяться с помощью особых упражнений (медитации, концентрации и т.д.) войти во Врата Посвящения.

 

Практика антропософского, христиански ориентированного посвящения противостоит черному оккультизму, магии, любым люцеферическим и ариманическим влияниям.

 

Обо всем, что касается посвящения, можно прочитать в книгах Р. Штейнера "Как достигнуть познаний высших миров", "Порог духовного мира" и других.

 

В настоящее время семена духовно-научных знаний готовы прорасти повсеместно, во всех видах современной деятельности. И прорастают, и дают плоды, Особенно там, где еще при жизни Р.Штейнера и на основе его лекций возникли новые направления: в педагогике, сельском хозяйстве, медицине, искусстве.

 

Благодаря книгам и лекциям Р.Штейнера и его учеников, благодаря дальнейшему живому развитию антропософских идей в людях исчезает растерянность перед грозной действительностью, и мы обретаем уверенность в конечном торжестве добра и справедливости.

 

Дмитрий Корсаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 26
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • magistr

    1

  • Dixi

    2

  • KuliPashi

    4

  • SAN

    7

Лучшие авторы в этой теме

  • magistr

    magistr 1 публикация

  • Dixi

    Dixi 2 публикации

  • KuliPashi

    KuliPashi 4 публикации

  • SAN

    SAN 7 публикаций

  • VIP

Рудольф Штайнер

St1916.jpg

(STEINER Rudolf, 1861-1925)

 

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР - ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевец (ныне Хорватия) в семье служащего Южно-Австрийской железной дороги. Обладая впечатлительной душой, мальчик оказывается очень восприимчивым как к живой природе, которая в тех местах отличается особой красотой, так и к миру машин, который он наблюдает на железной дороге, мельнице и местной фабрике. Но мальчик обладает также и пытливым умом, который с раннего детства повёл его дорогой постоянного углубления и расширения своих знаний. Так, уже в возрасте девяти лет он серьёзно изучает геометрию.

 

Отец хочет сделать из него железнодорожного инженера, и мальчик, сдав блестяще экзамен, поступает в 1872 году в реальное училище. И здесь он выходит за рамки учебной программы, изучив в возрасте 12-13 лет аналитическую и начертательную геометрию, тригонометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Он также самостоятельно изучает историю, а в 14 лет прочитывает "Критику чистого разума" Канта, которой он начинает продолжавшееся всю жизнь глубочайшее изучение мировой философской мысли.

 

Одновременно, ввиду довольно скромных доходов семьи, из которых оплачивалось его образование, Рудольф Штайнер, по рекомендации педагогического совета, занимается как с учениками младших классов, так и со сверстниками. В дополнение к прикладным дисциплинам он самостоятельно изучает греческий и латинский языки и курс классической гимназии, что позволяет ему потом заниматься также и с учениками классической гимназии. Именно отсюда берёт своё начало многолетняя педагогическая деятельность Штайнера.

 

Закончив с отличием реальное училище, Штайнер в 1879 году поступает в Венское Высшее техническое училище. Продав школьные учебники, он покупает на эти деньги произведения великих немецких философов-идеалистов и время до начала занятий в Вене посвящает изучению трудов Фихте, Гегеля, Шеллинга и их учеников. В Высшем же училище он изучает математику, химию и естественную историю, а также физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно он слушает лекции по немецкой литературе, а в университете - по философии, продолжая и самостоятельное углубление в философию. При этом он продолжает давать частные уроки и активно участвует в различных литературно-художественных и философских кружках, а также внимательно следит за происходящим в сфере искусства - музыкой, архитектурой, живописью.

 

Вскоре Штайнера привлекают к сотрудничеству в издательстве "Немецкая национальная литература", где ему, молодому человеку в возрасте двадцати одного года, поручается подготовка к изданию нескольких томов "Естественнонаучных трудов Гёте" и снабжение их вводными статьями, пояснениями и примечаниями. (Гёте известен широкой публике в основном как поэт, а между тем он не только серьёзно занимался научно-исследовательской деятельностью, но и был самостоятельным и неординарным учёным-естествоведом). Занимаясь этой работой, Штайнер публикует и собственный труд "Теория познания в мировоззрении Гёте". Позже он становится редактором "Немецкого еженедельника", что ещё больше вводит его в политическую жизнь Австрии и знакомит с различными её представителями, побуждая заняться изучением политэкономии и трудов Маркса и его последователей.

 

Средства к существованию Рудольф Штайнер продолжает добывать преподаванием - теперь уже практически всех предметов на всех уровнях, включая помощь аспирантам при подготовке их докторских диссертаций.

 

В этот же период судьба ставит его перед трудной педагогической задачей. Его рекомендуют в качестве воспитателя и учителя в семью с четырьмя мальчиками. Трёх из них он должен был подготовить к начальной школе и потом помогать им в дальнейших занятиях. Четвёртый же был отдан ему на полное попечение, так как, будучи физически и умственно отсталым (он страдал гидроцефалией), был совершенно не в состоянии учиться. Шесть лет пробыл Штайнер в этой семье, и в результате его усилий его больной питомец не только полностью излечился от болезни, но окончил гимназию, а затем и институт и стал врачом.

 

В 1890 году Штайнера приглашают в Веймар, в Архив Гёте и Шиллера, в качестве редактора научных трудов Гёте, готовившихся к изданию в составе полного собрания сочинений великого поэта. В Веймаре Штайнер пробыл семь лет, в течение которых, помимо работы в Архиве, он защищает докторскую диссертацию по философии и продолжает свои философские, научные и художественные изыскания, поддерживая контакты со многими выдающимися представителями культуры и науки. К концу этого периода библиография его работ насчитывает порядка ста наименований - философских, научных и литературных статей, статей по драматургии, театральных обозрений, биографических очерков и таких трудов, как "Фридрих Ницше, борец против своего времени" и "Мировоззрение Гёте". К этому же периоду относится опубликованная в 1894 году "Философия свободы", которую сам Штайнер считает основополагающей для всей своей последующей деятельности и одним из основных трудов своей жизни.

 

В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин, где становится редактором престижного "Литературного журнала" и его приложения "Листки драматургии". Он сам принимает участие в драматическом кружке и в постановке новых пьес, объясняя перед спектаклем их содержание публике. И в Берлине продолжается его многосторонняя деятельность и широкое общение с представителями театра, литературы, искусства. В это же время Штайнеру предложили преподавать историю и естествознание в вечерней школе для рабочих, и в течение пяти лет он читал там лекции по истории средних веков, французской революции и по современной истории, по истории культуры и искусства ХIХ века, по немецкой литературе второй половины ХIХ века, по общей культуре от первобытных времён до наших дней, по истории религии, по анатомии человека, лекции о животных, об открытиях ХVI и ХVII веков, вёл курсы по упражнению в речи и пр. По воскресеньям он часто водил группы учеников по музеям, а летом ездил с ними за город, рассказывая им про жизнь растений и объясняя геологические формации окружающих мест.

 

Можно смело сказать, что на рубеже двух столетий Рудольф Штайнер предстаёт перед нами одним из образованнейших и деятельнейших людей не только своего времени, но и всей человеческой истории. Казалось, в новом столетии его ждёт блестящая академическая или общественная карьера. Вместо этого деятельность Штайнера принимает столь необычное направление, что озадачивает его современников и кажется им совершенно несовместимой со всем, что ассоциировалось с ним до сих пор. И действительно, этот поворот в жизни и деятельности Рудольфа Штайнера не может быть понят из рассмотрения только внешних событий его жизни. Ибо его выдающиеся способности и эрудиция - лишь внешнее проявления того уникального внутреннего содержания, которое несла в себе эта личность.

 

Ещё в самом раннем детстве маленький Штайнер сделал открытие, которое немало удивило его. Оказывается, далеко не всё из того, что сам он видел и воспринимал в окружающем мире, видели и воспринимали другие. Более того, когда он пытался говорить об этом другом со взрослыми, они его не понимали, считали фантазёром и даже порицали. Огорчённый, он должен был замолчать, но ясно понял с тех пор, что существует два мира: один - видимый и доступный всем, другой - невидимый для других и доступный только ему. К этому другому миру относились, в частности, невидимые для глаза существа, живущие в природе, мысли и чувства людей, а также их внутренние сущности, которые продолжают существовать после физической смерти тела. Этот мир был для мальчика не менее реален, чем первый, физический, а чувствовал он себя в нём гораздо увереннее, чем в физическом. И поначалу эти два мира существовали для него отдельно, ибо связи между ними он найти не мог. Не видел он также и пути, которым те, кто воспринимает только "видимое", могли бы придти к признанию существования и значения "невидимого". И только когда в девятилетнем возрасте он познакомился с геометрией, он испытал чувство настоящего счастья, открыв, что геометрические понятия, не связанные прямо с конкретными объектами физического мира, имеют для этого мира, вместе с тем, реальное значение и применение и при этом познаются человеком чисто мыслительно, то есть точно так же, как может быть познан тот, невидимый мир.

 

Многие годы, живя и развиваясь в этих двух мирах, Рудольф Штайнер был обречён на полное одиночество, ибо не было около него человека, с кем он мог бы поделиться своими переживаниями, который понял бы его. Но вот однажды, когда ему было восемнадцать лет, судьба посылает ему такого человека. Это был простой крестьянин - собиратель лекарственных трав. Штайнер познакомился с ним в поезде, которым, будучи студентом, ездил из дома в Вену. Этот человек, обладавший природной мудростью и живой внутренней связью с невидимыми силами природы, говорил об этом невидимом мире естественно и просто, как о чём-то само собой разумеющемся, и встреча с ним явилась необычайной поддержкой для Штайнера.

 

К этому времени отношение Штайнера к этим двум мирам, его жизнь в них и познание их стали гораздо более сознательными. Он видел, что тот и другой - и физический, и духовный - являются неотъемлемыми частями бытия и что неведение относительно духовной части даёт человеку искажённую картину мира, в котором он живёт, и потому неминуемо ведёт к заблуждениям и катастрофе. И Штайнер остро чувствовал, что человечество нуждается в правильном, конкретном и полном знании о мире в качестве основания для своего дальнейшего развития, и осознавал, что мог бы дать это знание, сумей он в полной мере познать оба мира, в которых жил, и соединить их в единое целое.

 

Именно такую задачу он и ставит перед собой. А поскольку он по-прежнему чувствовал себя увереннее и свободнее в мире духовном, который и в познании давался ему легче физического, он решает постичь материально-физический мир в полном его объёме и во всех областях - в науке и технике, в искусстве и в религии, равно как и в общественном устройстве, причём постичь и на основе господствующего в нём материалистического мировоззрения, а не только с собственных духовных позиций.

 

И Штайнер принимается за эту сверхчеловеческую задачу, которую он не оставляет до конца жизни. Ибо он берёт себе за правило не говорить ни об одном явлении нашей физической жизни с точки зрения духовного, прежде чем не изучил его досконально с точки зрения материального. Вот почему он штурмует и берёт одну за другой вершины современных знаний во всех областях жизни.

 

Но завоевание этих вершин, которое он осуществляет одновременно с постоянным и всё углубляющимся исследованием духовного мира, - лишь часть его грандиозной задачи. Далее он должен привести свои знания о двух мирах к тому органическому единству, в котором сами эти миры фактически находятся в жизни. И эту задачу выполняет Штайнер.

 

Но и теперь ещё не может выступить открыто Штайнер с сообщениями о духовных мирах и знаниях, пока не найдёт такого языка для своих сообщений, на котором они могут быть восприняты и поняты сознанием и мышлением современного человека. Ибо о явлениях, недоступных и неизвестных физическому восприятию, Штайнеру нужно было говорить не иносказательно или обще, а прямо и конкретно, причём пользуясь понятиями мира физического. Только выработав такой язык, стал Штайнер готов к выполнению своей миссии.

 

Но её фактическое выполнение зависело не только от него. Как бы исключительно важны ни были для человечества знания, без которых человек не может более понимать жизнь и себя самого, эти знания не могут быть навязаны или даны преждевременно, то есть до того, как в самом человечестве, хотя бы в немногих его представителях, не проявится ясно выраженная потребность в таких знаниях.

 

И вот такая потребность проявилась, когда в 1900 году Штайнера пригласили выступить с лекцией перед группой теософов в Берлине. С этого момента и до самой смерти исследование духовных миров, сообщение результатов этих исследований и основанная на них практическая работа становятся основным содержанием жизни и деятельности Рудольфа Штайнера.

 

Прежде чем вкратце рассказать об этой деятельности,cледует сказать несколько слов о взаимоотношениях Рудольфа Штайнера с Теософским обществом и о его отношении к теософскому и другим оккультным течениям его времени.

 

Рудольф Штайнер был противником всякого рода мистическо-оккультных эмоций и сентиментальных переживаний, мечтательности, таинственности или фантазёрства на почве оккультизма, неясных и туманных "видений" и "откровений", фанатизма и трансовых состояний, равно как интереса к "потустороннему миру" из праздного любопытства или эгоистических побуждений. Он также был противником всяких попыток "материализации духа", практикуемой спиритизмом и другими видами медиумизма. Он видел также, что старые формы ясновидения и оккультизма не могут дать современному человеку необходимых ему знаний ни о духовном, ни о физическом мире.

 

То, что культивировалось в Теософском обществе, базировавшемся на откровениях Е.П.Блаватской, не было в этом смысле исключением. Блаватская без сомнения обладала даром ясновидения, но её прозрения в духовные миры, не пронизанные ясным сознанием и чётким мышлением, были часто хаотичны, расплывчаты, порой даже путаны и неверны.

 

Но Штайнера, нашедшего среди теософов свою первую аудиторию, которой он мог передать сообщения о высших мирах, мало волновала собственно теософская доктрина. С самого начала своей деятельности в рамках Теософского общества (он вскоре стал генеральным секретарём его немецкой секции) Штайнер заявил, что основывает свои сообщения о духовных мирах исключительно на собственных исследованиях и потому оставляет за собой полное право говорить о них, что и как считает нужным. На этой основе сосуществование Штайнера с Теософским обществом продолжалось до 1913 года, когда центральное руководство общества провозгласило, что юному в то время Кришнамурти предстояло стать новым перевоплощением Христа (при полной непричастности самого Кришнамурти к этой абсурдной идее). Произошёл неизбежный разрыв, после которого Штайнер с группой учеников основал Антропософское общество, существующее и поныне.

 

Называя антропософию духовной наукой, Штайнер хотел этим подчеркнуть тот факт, что она является наукой о духе, то есть чёткой, конкретной и точной, цельной и последовательной, поверяемой опытом и применимой практически. Ещё то отличает её от других сообщений сверхчувственного порядка, получаемых в результате внезапного "наития" или бессознательного и неуправляемого "видения" и потому часто отрывочных, туманных и противоречивых, что духовные исследования Штайнера явились результатом напряжённой, сознательной и целенаправленной работы.

 

Только часть своих исследований Штайнер изложил письменно, в виде книг и статей, в основном же он придал им форму устных сообщений - лекций, которые он читал различным категориям слушателей в разных странах Европы. Всего застенографировано порядка 6000 лекций Штайнера. Полностью труды Штайнера изданы по-немецки и составляют свыше 350 томов! Очень много переведено на английский и другие языки, включая русский, японский и иврит. Очевидно, что не представляется возможным, да и нет необходимости, давать подробный обзор этих трудов. Сегодня каждый интересующийся может ознакомиться с ними по первоисточникам и составить о них собственное мнение. Автор видит свою задачу лишь в том, чтобы читателям, не знакомым с антропософией, дать о ней общее представление в контексте современности и общей эволюции человека. Здесь также указаны несколько основных книг Штайнера.

 

Описав подробнейшим образом духовный мир и его обитателей, Штайнер также описал рождение из него мира физического со всеми его обитателями, включая человека, и дальнейшую его эволюцию. В ходе духовно-физической эволюции мира человек, который стоит в центре этой эволюции, всё больше отдалялся от своей духовной родины и всё глубже погружался в мир физический, ибо только таким образом он мог развиться в самостоятельное, свободное и сознательно-мыслящее существо. Для этого он должен был также утратить прямую связь с духовным миром и даже знание о нём, завоевав вместо этого мир физический и овладев его знаниями (хотя фактическая связь человека с духовным миром и даже его бессознательная жизнь в нём никогда не прекращались).

 

Но теперь человек достиг поворотного момента в своём развитии - и опасного момента при этом. Дальнейшее погружение в мир материального грозит ему полной деградацией и превращением в существо низшего порядка. А кроме того, без знаний духовных основ жизни и опираясь лишь на физически-материальные знания, человек сегодня уже не в состоянии справляться со стоящими перед ним многочисленными проблемами, включая социальные. Попросту, он перестаёт понимать мир, в котором живёт.

 

Поэтому человек должен вновь обрести некогда покинутую им родину. Но его восхождение к духовным мирам не может быть механическим, бессознательным или чем-то абстрактным. Этот путь, эта работа должны быть проделаны человеком сознательно и в тесном сотрудничестве с самим духовным миром, первый этап которого состоит в усвоении знаний о духовной основе нашего бытия. Именно в этом состояла задача Рудольфа Штайнера - дать человечеству знания об этой основе и указать путь сознательного восхождения к духовному миру.

 

Но это есть путь к истинной внутренней свободе, как показал Штайнер в своей "Философии свободы". В этой книге заложены философские основы антропософии и показано, как вышеназванный путь может быть проделан сегодня каждым человеком с помощью ясного и углублённого мышления.

 

Современный путь непосредственного познания духовного мира, основанный на развитии высших форм сознания и заложенных в человеке, но не развитых органов сверхчувственного восприятия, описан Штайнером в книге "Как достигнуть познания высших миров".

 

Во все эпохи человеческого развития существовали пути проникновения (посвящения) в духовные миры, соответствующие различным уровням сознания человека. Обычно посвящались лишь избранные, тайно, в специальных центрах. В нашу же эпоху условия стали совершенно иными; высшие знания, как и любые другие, не могут быть больше тайными и уделом лишь немногих, а должны быть доступны каждому. И путь посвящения, описанный Штайнером, соответствует тому уровню сознания и общего развития, на котором находится современный человек. Есть, конечно, и другие пути проникновения в сверхчувственные миры, как старые, так и новые, есть пути более лёгкие и быстрые, но они неподходящи для современного человека и в лучшем случае могут привести к аберрациям, а в худшем - к душевным и даже физическим заболеваниям. Описанный Штайнером путь - не лёгкий и не быстрый, ибо прежде всего он требует, чтобы каждый шаг в направлении познания высших истин сопровождался тремя шагами в направлении морального совершенствования. Но этот путь открыт сегодня каждому, кто искренне и серьёзно стремится к высшим познаниям, и нет никаких препятствий или условий, мешающих человеку встать на него, кроме тех, которые он ставит себе сам. Если же человек не может или не хочет становиться на этот путь, то и тогда ознакомление с ним не только даёт ему представление о современном посвящении и об истинном посвящённом, но и оказывается благотворным для него самого.

 

Из ознакомления с путём посвящения становится очевидным, что для того, чтобы исследовать духовные миры, нужны особые способности. Но результаты исследований посвящённого, облечённые в доступную современному сознанию форму, могут быть поняты каждым с помощью беспристрастного и ясного мышления. Поэтому их не надо принимать на веру, а следует сопоставить с общеизвестными естественнонаучными знаниями о мире и жизни, с собственным жизненным опытом, руководствуясь при этом трезвым мышлением и здравым смыслом. И если в результате такого анализа человек придёт к выводу о правдивости этих сообщений, то он может применить их в жизни - с большой пользой для себя и на благо других.

 

"Духоведение (Теософия). Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" рассказывает о духовно-душевно-физическом строении человека и о том, что происходит с ним в духовных мирах после физической смерти.

 

"Из летописи мира" рассказывает о происхождении Земли как планеты, о её прошлом, настоящем и даже будущем развитии, а также о происхождении и эволюции человека.

 

"Тайноведение" как бы вбирает в себя содержание трёх предыдущих книг, но подаётся оно в другом ракурсе и с добавлением новых фактов. В "Тайноведении" как бы сосредоточена квинтэссенция антропософии, различные области и аспекты которой Штайнер развивает и углубляет в последующие годы в многочисленных лекциях.

 

На углублённое изучение даже одной из этих областей может уйти вся жизнь, но вместе с тем знание основных аспектов антропософии в их совокупности и взаимосвязи необходимо каждому, кто серьёзно стремится понять наш мир в его духовном основании. Ниже перечислены лишь некоторые сферы духовно-физического бытия, освещаемые антропософией:

 

· Происхождение и развитие Земли (включая зарождение жизни) и небесных тел;

 

· Происхождение и развитие человека и человечества в многообразии его рас, племён и народов;

 

· Происхождение и развитие царств природы;

 

· Суть человека и смысл его существования;

 

· Духовный мир и населяющие его духовные существа, их роль в развитии человека, Земли и вселенной; духовные водители человека и человечества;

 

· Сон и смерть, жизнь человека в духовном мире и связь этой жизни с жизнью в мире физическом;

 

· Судьба человека, свобода и необходимость в его жизни, его связь и взаимоотношения с другими людьми, в том числе с ушедшими из физического мира (то есть умершими);

 

· Силы и духовные существа, препятствующие развитию человека, их деятельность на Земле и в духовном мире;

 

· Духопознание, развитие душевных и духовных сил человека, его сознания и мышления.

 

К этому надо добавить освещение с точки зрения духовной науки различных аспектов человеческой культуры, как то: древних и последующих культур, фактической истории и различных исторических событий, науки, философии, искусства, религии (в частности, Библии и её сказаний), различных религиозно-духовных течений и т.п. Совершенно особый вклад внесла антропософия в раскрытие истинной сути и уникальной роли в мировой эволюции Духовного Существа исключительно высокого порядка - Христа. Ни традиционно-церковное христианство, ни сентиментально-моралистическое отношение к Христу, ни философско-теологический - абстрактно-теоретический - подход, ни тем более историко-материалистическое рассмотрение христианства не в состоянии дать этого понимания. Штайнер указал на космически-божественное место Христа в духовном мире и рассказал нечто совершенно новое и исключительно важное о Его земной жизни, вскрыл всю глубину Мистерии Голгофы - центрального события земного развития, - и раскрыл содержание Новозаветных свидетельств о нём.

 

Но антропософия, по самой сути своей, не может оставаться чем-то сугубо теоретическим, оторванным от повседневной реальности. Место антропософии - в жизни, ибо как дух проникает всё бытие, так и учение о духе должно пронизывать всё, что совершается человеком в этом бытии. Такое "обновление духом" возможно, разумеется, лишь через конкретных людей, которые хотят вобрать в себя духовную науку и на её основании построить свою жизнь, свои отношения, свою деятельность. И поскольку вокруг Штайнера находились люди, стремившиеся привнести антропософию в ту или иную сферу жизни, Штайнер освещал эту сферу лучом духовной науки, показывая действующие в ней конкретные духовные силы, а также - как построить, преобразовать эту сферу на духовном основании.

 

Одной из первых таких сфер оказалось искусство - благодаря тому, что этот импульс несла в себе жена и ближайший сподвижник Штайнера Мария Яковлевна Сиверс, русская по происхождению. Опираясь на духовные знания, Штайнер вскрывает смысл и назначение искусства и освещает такие его аспекты, как драма, актёрское мастерство, декламация и искусство речи. Он также ввёл совершенно новый вид искусства - искусство движения и жеста эвритмию, которую называют также "видимой речью" и "видимой музыкой". Развив дальше теорию Гёте о красках, Штайнер пронизал духовным пониманием и саму живопись, а также зодчество и ваяние. Он сам занимался скульптурой и сам же спроектировал центр антропософского движения в Швейцарии, названный по имени Гёте Гетеанумом. К сожалению, это совершенно уникальное строение из дерева, построенное под руководством Штайнера, погибло, подожжённое рукой злоумышленника. На его месте стоит сейчас другой Гетеанум, из бетона, тоже спроектированный Штайнером.

 

Штайнер выступил и в роли драматурга, написав четыре мистерии-драмы, которые сам же поставил на сцене. В этих мистериях антропософия представлена в художественной форме, и на примере конкретных человеческих судеб показана работа духовных сил как в сфере духовного, так и на физическом плане.

 

Драматургическая работа Штайнера была прервана началом первой мировой войны. Глубоко переживая это международное бедствие и пристально следя за развитием сопровождавших его событий, Штайнер в многочисленных лекциях вскрывал его причины и указывал на действовавшие за ним сверхчувственные силы. Он много говорил также о событиях в России, о революции и её лидерах. После войны, показавшей несостоятельность старого социально-экономического порядка и поставившей народы Европы перед необходимостью переоценки старых ценностей, Штайнер предложил новую форму социально-экономического устройства общества, отвечающего требованиям духа времени и истинным потребностям человека. Увы, его предложения, поддержанные многими видными деятелями того времени, не были осуществлены - другой "порядок" уже готовился утвердить себя в Германии и во всей Европе. Социальные идеи Штайнера, изложенные в книге "Основные черты социального вопроса", а также в многочисленных лекциях и статьях, актуальны сегодня в неменьшей степени, чем 80 лет назад.

 

Особую роль в преобразовании человека и общества призваны сыграть воспитание и образование, и Штайнер, в ответ на обращённый к нему призыв, выдвигает новую, основанную на духовном знании человека и его развития, педагогику и систему воспитания и школьного образования. Эта система была впервые применена, под руководством Штайнера, в основанной в 1919 году на её принципах школе и по имени этой школы получила название Вальдорфской.

 

В это же время возникают основанные на духовной науке медицина и фармацевтика. Особый вклад внесён Штайнером в понимание природы умственных и физических отклонений и методы их лечения.

 

В 1924 году, откликнувшись на просьбу группы фермеров, Штайнер прочитал им цикл лекций, положивших начало новой сельскохозяйственной науке и практике, известной сегодня как "биодинамический метод". Этот метод использует взаимодействие земных и космических сил, при этом обработка земли, выращивание сельскохозяйственных растений и животноводство составляют гармоничное целое, в центре которого стоит человек. Он не разрушает и истощает, а восстанавливает и исцеляет природу, и в ответ на это она даёт ему свои здоровые, полноценные плоды.

 

В эти годы Штайнер выступает также со специализированными лекциями перед учёными, филологами, экономистами и другими специалистами, поражая их своим доскональным знанием в их области и тем новым содержанием, которым он наполнял её.

 

В последние годы своей жизни, выступая перед членами преобразованного им Антропософского общества, Штайнер особое внимание уделил важнейшему аспекту человеческого существования - карме (судьбе) и реинкарнации (перевоплощению). Современному человеку необходимо понять их конкретное проявление в собственной жизни и в жизни других - без этого люди не смогут понять друг друга и вместе жить и работать на земле.

 

Штайнер умер в 1925 году. Осталась незаконченной писавшаяся им по просьбе учеников автобиография "Мой жизненный путь" - скромное, как бы внеличное описание единственного в своём роде жизненного пути единственной в своём роде личности. Нелёгок был путь, которым должен был пройти этот человек, чтобы принести нам послание и дар духовных миров - антропософию. Немало трудностей встречает и тот, кто стремится идти в жизни путём антропософии. Ибо антропософия - это не развлекательное и даже не познавательное чтение только, не просто накопление знаний о человеке и мире. Это прежде всего работа - по преобразованию себя и мира.

 

(Данная статья помещается здесь в несколько сокращённом виде. Полностью она напечатана в журнале «Самиздат» в Библиотеке Мошкова на сайте zhurnal.lib.ru)

 

Зильберберг Илья Иосифович

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Раскольников

Что-то уж очень коротко. :)

Но я могу ещё короче: "Штайнер Рудольф , Зильберберг Илья Иосифович :("

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Что-то уж очень коротко. :)

Но я могу ещё короче: "Штайнер Рудольф , Зильберберг Илья Иосифович :("

Я не допонял что ты имееш в виду! Но если кого заинтересует, могу выложить еще!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP

Антропософкое общество есть и у нас в городе, в Ростове на Дону.

А товарищ Штайнер - немец, в отличие от другого упомянутого чела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Раскольников
Антропософкое общество есть и у нас в городе, в Ростове на Дону.

А товарищ Штайнер - немец...

Не очень. Скорее, "немецкий".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Не очень. Скорее, "немецкий".

А ты бери пример с Фридриха прусского, все, что ему нужно было считалось прусским, и разной байдой он не заморачивался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что-то не очень понятно чем общество антропософии отличается от теософического общества, вроде и те и другие разбирают одни и те же вопросы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...
  • VIP
Что-то уж очень коротко.

Но я могу ещё короче: "Штайнер Рудольф , Зильберберг Илья Иосифович "

Узнав Вас как человека я понял к чему вы клоните с нацисткой стороны - нет Вы не правы, и фамилию что привели необоснованно!

Еще не надо

Вы ответили только за себя!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.