Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Из предыстории красного флага


Чебур
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • VIP
znamia_copy_copy.jpg

 

Знаменательное совпадение: 25 октября 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы с красными бантами на груди, с красными лентами на папахах и с красными повязками на рукавах штурмовали Зимний дворец в Петрограде; и в тот же самый день, только тремя веками раньше, 25 октября 1612 года жители Москвы приветствовали на Красной площади войско князя Пожарского, освободившего первопрестольную столицу с... красным знаменем.

 

Стяг Дмитрия Пожарского — густо-красный, малиновый. На одной его стороне — сцена из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного. "Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое", — говорит небожитель. Эта встреча и описана славянской вязью по периметру знамени. "Бысть егда бяше Исусу у Ерихона и возрев очими своими, виде человека стояща пред ним и меч его обнажен в руце его, и приступив к нему и рече: наш ли еси или от сопостат наших? Он же рече ему: аз архистратиг силы Господни, ныне приидох семо. И паде Исус, поклонися лицом своим на землю и рече ему: владыко! что ми повелеваши твоему рабу? И рече архистратиг Господень ко Исусу: изуй сапог твой с ногу твоею, место бо на нем же cтоишь ты, cвято есть. И cотвори Исус тако".

На другой стороне знамени — новозаветный Иисус, Христос. Надпись вокруг стяга уже не столь эпически спокойна, как на обороте. Это страстные покаянные стихи, наполненные признанием собственных грехов и мольбой к милосердному Богу спасти раскаявшихся грешников. "С вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленные грехи, Владыко Всемилостив; молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость"; "Всякая скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делател и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к тебе, слове: ускори, щедрый, потщись на помощь нашу, яко милостив".

 

Здесь всё исполнено глубокого смысла: полководец, уверовавший в святость земли, которую освобождает; народ, сознающий, что сам виноват в постигшей страну смуте. А страницы Евангелия в руке Христа несут, если хотите, социальную программу, ибо на развороте можно прочесть рецепт достижения светлого будущего. Для большей ясности приведу перевод на современный русский язык. "Придите те, кто благословен Отцом Моим. Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира. Я был голоден, и вы накормили Меня; Меня томила жажда, и вы дали Мне пить; Я был странником, и вы приютили Меня; Я был нагим, и вы одели Меня". Да это же идея социальной справедливости, как её понимали в старину! Золотые слова на красном знамени...

 

Сегодня модно ненавидеть всё красное, кроме красных фонарей и шикарного кабака "Мулен Руж", что в переводе означает "Красная Мельница". Людей с красными знамёнами презрительно называют "маргиналами", то есть "запредельными", "несущественными". Тогда, если уж быть последовательным, следует записать в маргиналы и князя Пожарского, и князя Игоря.

 

"Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы". А сражались воины князя под красными флагами. Это следует из другого места "Слова о полку Игореве": "Чрьлен стяг, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие — храброму Святьславличю". То есть червлёный, червонный, красный cтяг, белая хоругвь, красный бунчук (кавалерийское знамя), серебряное древко полагались за доблесть на Руси.

 

Равенство — не тождество, у каждого народа свои симпатии и цветовая гамма. В книге Н.А. Соболевой и В.А. Артамонова "Символы России" читаем: "В Германии преимущественными цветами были жёлтый, белый, красный, чёрный (который у немцев символизировал силу, мужество, великое прошлое). Почётным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае — жёлтый. Инстинктивное неприятие чёрного существует у французов, а голубого и синего — у курдов-езидов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. Чёрный, один из предпочтительных цветов германских и арабских народов, на Руси всегда считался знаком смерти, печали, монашества, мрака, "ада кромешного". Чёрные покрывала видели всегда на похоронах и на застольях на Страстной неделе".

 

Позвольте, а как же триптих Павла Корина "Александр Невский", на котором великий князь изображён стоящим у чёрного знамени? И на известной картине Бубнова "Утро на Куликовом поле" всадник на белом коне, указывающий вдаль мечом в самом центре полотна, находится на фоне чёрного стяга с золотым образом Спаса. Казалось бы, не без оснований: вслед за Карамзиным историки долгое время считали стяг Дмитрия Донского на Куликовом поле чёрным. "Дмитрий, — писал автор "Истории государства Российского", — простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на чёрном знамени Великокняжеском, молился..." Николай Михайлович не выдумал, он взял этот сюжет из "Сказания о Мамаевом побоище". Лишь спустя многие десятилетия появилась другая версия: куликовский стяг был не чёрным, а чермным, то есть красным.

 

Жил на Руси в эпоху татаро-монгольского ига князь Фёдор Чермный. Однако из-за ошибки летописца он превратился в Чёрного, и "реабилитирован" был через века благодаря старанию исследователей. Вывод: такое же могло случиться и со стягом. И всё же во всех списках "Сказания" (а их не меньше восьми) успам упоминается чёрное знамя. В наше время нашли оправдание мрачного цвета: если Русь и подняла чёрное знамя, то не по своей воле. Дело в том, что ханские печати времён ига являлись красными, русские же княжеские — чёрными, что могло наложить печать на цвет знамён: Москва находилась в подчинении у Орды.

 

Однако у каждого русского воина на Куликовом поде имелся и свой личный "флаг" — яловец, лоскут материи на вершине шлема. В "Сказании о Мамаевом побоище" написано: "Яловцы же шлемов их, как пламя огненное, горят". Пусть даже великокняжеское знамя и было чёрным в знак униженности Руси, развевающиеся флажки на шлемах русских ратников пламенели огненно-красным цветем. А в "Задонщине", также описывающей Куликовскую битву, упоминаются и красные русские щиты.

 

В своём историческом повествовании "Дмитрий Донской" Юрий Лощиц описал алый цвет яркими красками: "Красный означало не только красивый, прекрасный: красный молодец, Красная горка, Иван Красный... Это был цвет подвига и жертвы, цвет победы и праздника, цвет солнечного света, одолевающего тьму. На иконах в красном, багряном, порфирном писали обычно воинов-мучеников, великих князей, государей. Так, в киноварных одеждах мы видим Димитрия Солунского, а у Георгия Победоносца, поражающего змия, всегда развевается за спиной алый плащ и на древке его копья реет алый стяжец. Вообще в живописи цвет понимался строго символически и чёрный допускался лишь при изображении ада, нечистой силы; даже одеяния монахов-черноризцев писались не чёрным, а коричневым. Полковые стяги и хоругви вышивались женщинами. Благородной красотой художественного шитья знамёна напоминали воинам о милых семьях. Звонкой алостью своих полотнищ возбуждали воинский дух, вселяли надежду на победу, звали к подвигу".

 

Знамёна издавна устремлялись в небо. Тем не менее, спустимся ненадолго с небес на грешную землю. "Червлень" — так именуется в геральдике красный цвет. Красноватое золото — "червонное". Все эти красивые слова, как и "чермное", "червленое", "чрьленое", происходят от насекомых червецов: из них добывали красную краску во всей Eвропе. Яркий кармин, известный не только живописцам, веками изготовляли из средиземноморских червецов кермесов. Кармен Мериме и Бизе — "Красная", а то и хуже — "Червивая". Что ж, ведь и стихи, согласно Ахматовой, растут из сора, не ведая стыда. И никто не вспоминает о червячках, говоря "черви — козыри".

 

С древности иностранцы отмечали особое пристрастие восточных славян к красному цвету. Само слово "краска" имеет в русском языке корень "краc". "Красный" означало у нас "привлекательный", "приятный". "Красота" — это "краснота". Героиня русских народных сказок — Василиса Прекрасная. Высшую стоимость на рынке нарекали "красной ценой". Выходя замуж, девушки надевали красную свадебную одежду: отсюда песня о красном сарафане. Грамотеи писали с красной строки, остроумцы блистали красными словцами, отшучивались: "Не красна изба углами, красна пирогами" (весьма двусмысленная поговорка, ибо место, где ставились образа, величалось "красный угол"). "Весна-красна", "лето красное", "красно солнышко", "красна девица" — говорили на Руси. "О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси", — восклицал писатель ХIII века. В России мечтали об аленьком цветочке и алых парусах, а в лихое время вспоминали: "На миру и смерть красна".

 

Впрочем, красный цвет облюбовали и англичане. На флаге Англии — красный крест святого Джорджа (Георгия), небесного покровителя англичан, до начала XX века британцы воевали в красных мундирах, торговый флаг бывшей владычицы морей почти целиком алый, поэтому зовётся Красным (Red Ensign).

 

Две "красные" нации — русские и англичане — схлестнулись в Крымскую войну. Если будете в Севастополе, обязательно посетите знаменитую панораму Рубо на Историческом бульваре. Живопись здесь незаметно переходит в реальный предметный мир: пушки, заграждения, блиндажи... На переднем плане — поднятый над Малаховым курганом красный флаг, призывающий русских солдат оборонять Севастополь.

 

В конце прошлого года Государственная Дума проголосовала за бело-сине-красный государственный флаг России (до революции он назывался торговым, коммерческим, купеческим, провиантским, обывательским) и красное знамя Вооружённых Сил. Слов нет, важно продавать втридорога. Но ещё важнее защищать то, что дороже всего, — Родину.

 

Кстати, мало кто знает, что Пётр I, ассоциирующийся сегодня исключительно с триколором, плавал и побеждал под... красным флагом. В 1709 году для эскадр адмирала, вице-адмирала и контр-адмирала Пётр учредил соответственно белый, синий и красный флаг с малым андреевским крестом в верхнем углу у флагштока. Царь-реформатор в своё время носил морское звание контр-адмирала, и по чину ему полагался именно красный флаг. 27 июля 1714 года (7 августа по новому стилю) молодой российский флот под командованием Петра I одержал первую крупную победу. У мыса Гангут русские галеры под красными флагами смело атаковали десять шведских боевых судов и после успамй абордажной схватки захватили их. За Гангут Пётр получил звание вице-адмирала, а по окончании Северной войны ему присвоили очень интересный чин — "адмирал от красного флага". Не трудно заметить, как похоже красное знамя СССР на красный контр-адмиральский флаг Петра Великого: серп и молот соединены крест-накрест, косым андреевским крестом, и расположены в верхнем углу у древка...

 

Сергей Макин, историк

 

о как оно))) сегодня кстати день аквафрэша))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
Нашим ли?

ну все же. У меня дед под ним в атаку шел и его на Рейхстаг вешали наши деды. В данном случае не хочу приписывать флагу символ коммунизма. Просто была страна. Был строй. Был флаг. Все же он наш был. За него много человек погибло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.