VIP magistr Опубликовано: 2 декабря 2007 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 2 декабря 2007 При советской власти это был самый интеллигентный вид транспорта Первым городским общественным транспортом в России была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий — дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные пути. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой. ГЗА-651 Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия — как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще СССР закупал автобусы за границей. Окинуть взглядом весь советский автобусный парк было бы непросто — поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях. АМО-Ф15 Дедушкой отечественного автобуса можно считать АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот малыш имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Вот только двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с. — то есть даже слабее, чем у «Запорожца»! Но как же он выручил наших Советских служащих, которые, наконец, смогли добираться до работы не пешком или на извозчике (если средства позволяли), а на настоящем «моторе»! Газогенераторный автобус. Кондуктор по совместительству работал еще и кочегаром, а печка находилась в салоне. Зато зимой пассажирам было не холодно. А в 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию. А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы. Кстати, в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8. ЗИС-16 Весной 1938-го года начался выпуск новой модели: на той же базе, однако с 85-сильным двигателем, увеличенным салоном на 27 сидений и округлыми формами корпуса. Она получила название ЗИС-16. Развитие автобусного сообщения шло нарастающими темпами — в 1940 году они перевезли свыше шестисот миллионов пассажиров. Во время войны большинство автобусов были мобилизованы на фронт, где их использовали в качестве штабных и санитарных автобусов, а также — передвижных радиостанций. А те, что продолжали работать на городских маршрутах, в условиях нехватки топлива частично перешли на газ. Он вырабатывался из торфа или деревянных чурок в газогенераторных установках, которые устанавливались на специальных тележках и катились позади автобусов как прицепы. Одной «заправки» хватало как раз на маршрут, после чего на конечной остановке водитель снова подбрасывал в газогенератор дрова. С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт. Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия — что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой. Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (всего их произведено около двухсот тысяч штук). Он получил ряд медалей выставок, был признан одним из лучших автобусов советского производства — но пассажиры все равно были недовольны. Во-первых, в нем было всего 25 (позже 40) сидячих мест, из-за чего между пассажирами, бывало, возникали всяческие споры, а также нарекания в адрес конструкторов — мол, неужели не могли лишнее сидение поставить? Ведь в итоге автобус получился, в основном, для проезда стоя. Во-вторых, при расчетной вместимости 110 пассажиров, в него могло набиться до 250 — особенно в часы пик. Причем только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Ну, а в-третьих, автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен. По меткому замечанию пассажиров — словно его волы тянули. Хотя топливо потреблял с большим аппетитом: до 45 литров на 100 км в городском цикле движения! Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие граждане всегда могли запрыгнуть даже в битком набитый автобус — благо его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий. «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская небольшие автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы — их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы. Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр — всех их функций не перечислить. И одна из них, очень печальная — служить в качестве импровизированного катафалка. Поскольку настоящих катафалков в СССР практически не было, то обычно для таких целей использовали автобус, который предоставляло предприятие, где работал покойный или его родственники. Гроб с усопшим заносили в салон через кормовую дверь и ставили на проходе, а скорбящие родственники садились рядом. Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе знаменитой «полуторки» — грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест. Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для загрузки гробов, а для экстренной эвакуации живых пассажиров. Такая компоновка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве его модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55, передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трехосный вариант модели ГАЗ-05-193. В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч. В 1950 году, в связи с переходом завода на изготовление кузовов для специальных грузовых автомобилей, производство автобусов решили перенести — сначала на Павловский, а затем на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч. Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53. Его кузов уже был цельнометаллическим, потолок приподняли (можно было стоять, не упираясь в него темечком), количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч. Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса. Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента и кузовной арматуры. И только в 1952 году с его нового конвейера сошел ПАЗ-651 (он же ГАЗ-651). Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно несколько расширить салон за счет переноса водительского места вперед (слева от двигателя) — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери-гармошки открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставались слишком маленькие окна, дававшие в салон маловато света — что решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей. В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок. Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143 000 машин) занимали венгерские «Икарусы» — пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это был единственный автобус, который издалека узнавали даже маленькие дети, восклицавшие: «Икарус» едет!». А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие. Но у «Икаруса» был и существенный недостаток — его мощный дизельный двигатель сильно шумел, создавал вибрацию (хорошо ощутимую тем, кто ехал на задних сидениях) и выбрасывал клубы удушливой копоти. От последней всегда страдали стоящие на остановках люди, а также те, кто, согласно правилам дорожного движения, обходил автобус сзади — прямо мимо выхлопной трубы. Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины — до тех пор являвшейся самой бедной и отсталой провинцией Европы. Уже 21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпуск ЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса. В ее основу легли последние отечественные и западные наработки, в частности автобусов «Мерседес Бенц 321» и «Магирус». И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695. Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства. Поэтому стекла уже через два года убрали. Зато появились «козырек» над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши — подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями. ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трехсот тысяч львовских автобусов! Берегите автобус! Конец века оказался не очень благоприятным для автобусов, даже на основных предприятиях выпуск упал до нескольких сотен машин, которые удавалось продать с большим трудом. Старые маршруты больше не получали новых машин, новые не создавались. А потом стали сворачивать и те маршруты, что были. Общественный транспорт на какое-то время просто перестал развиваться. Кое-где от него и сейчас остаются только одни воспоминания... by lexodey Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Камалудин Опубликовано: 2 декабря 2007 Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 2 декабря 2007 ЛиАЗ-677 эх помню я его ) Он мну нравилсо ))) Тока не в Час пик ))))) Ещё у него была коробка автомат ))))) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP MURAD Опубликовано: 29 мая 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 29 мая 2008 коробка была кажется что-то сродни полуавтомату - гидромеханическая' или как-то так .... ) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP Любопытный Мальчик Опубликовано: 29 мая 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 29 мая 2008 Сейчас в качестве маршруток часто бывают Газель и Соболь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP magistr Опубликовано: 30 мая 2008 Автор VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 мая 2008 Сейчас в качестве маршруток часто бывают Газель и Соболь. раньше да, сейчас гораздо меньше, через 3 года по нашим колдоебинам и менять пора, тут уже берут импортные микроавтобусы, они более живучие почему-то Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Элли Опубликовано: 30 мая 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 мая 2008 Сейчас в качестве маршруток часто бывают Газель и Соболь. Ни в коем случае не сажусь в эти чудные машинки.. раздолбанные, да и исходно непригодные к пассажирским перевозкам. Краш-тест "Газели" - жуткие картинки http://x-car.ru/?p=133, а ведь в жизни оно случается.. А жизнь-то одна. Так что пусть уж огромный сарай на колесах со скоростью 40 км - главное, доехать живыми. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP Peyote_old Опубликовано: 30 мая 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 мая 2008 Краш-тест "Газели" только от этого выражения уже стало бы смешно, если бы не было так грустно. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP Песня Опубликовано: 30 мая 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 мая 2008 Ни в коем случае не сажусь в эти чудные машинки.. самое безопасное (если так можно выразиться) место в маршрутке Газели--сразу за водителем, которое спиной к нему. читала в нескольких источниках Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP MURAD Опубликовано: 30 мая 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 мая 2008 за водителем на любом транспорте самое безопасное место' не только на Газели )) объясняется просто - инстинктивно водитель в последний миг перед столкновением подставит правую сторону авто .... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP Любопытный Мальчик Опубликовано: 1 июня 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 июня 2008 Примечательно, что целая серия сообщений о ненадежности и небезопасности "Газелей" совпала с появлением информации о том, что фирма Millhouse Capital, владеющая 37,5% акций "Руспромавто" (основного акционера ГАЗа), решила продать свой пакет. Источники высказали предположение, что некие структуры, воспользовавшись чередой несчастных случаев, организовали целенаправленную кампанию по дискредитации Горьковского автозавода и его продукции. Возможные недоброжелатели могут преследовать две цели - подвинуть с рынка микроавтобусы "Газель", которые занимают сейчас доминирующее положение в этом секторе, или сыграть на понижение стоимости акций "Руспромавто", чтобы приобрести пакет Millhouse по наименьшей цене. Тем более, как выяснилось в результате расследования, "Газель" - далеко не самый опасный автомобиль. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=694435 + конкуренты. А аварии в большей степени связаны не с плохой конструкцией этих микроавтобусов, а с плохим техобслуживанием и квалификацией и беспутностью водителей. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP MURAD Опубликовано: 1 июня 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 июня 2008 Да конечно' это наверное влияет на построение общественного мнения о Газелях - большие деньги всегда грязь .... Но ведь дыма без огня не бывает.... Газель это такая трантайка' она вся вибрирует при езде' шумоизоляция никакая' так же амортизация ни к черту - каждый камень ощущаешь своей ж*** =)) Также дверь - это вообще отдельный разговор' ... Слышал что ходовая грузовой Газели почти ничем не отличается от пассажирской ... Это означает что для производителя' что люди что дрова - одно и тоже ... Мотор если ЗМЗ то еще пол беды' тянет как никак ... Газовое обородувание противопоказано - потому что были случаи возгорания' ... Очень опасно и лучше не рисковать .... Само расположение сидений также считаю не удачным' как и сами сидения - они неудобные .... В общем чтобы там не говорили и не писали критика Газели на мой взгляд правомерна и обоснована ... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
arkan161rus Опубликовано: 16 июля 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано: 16 июля 2012 (изменено) Даже незнал что были газогенераторные автобцсы. лесовозной техники было много в союзе на газгене, до чередины пятидесятых серийно выпускали! Интересная и рано забытая технология, особо в связи с грядущим в том числе топливным кризисом , а тут ещё и 21.12.12 на носу :) вот и думается на сколько это возможно сегодня сделать: http://specmachinery.ru/articles/d113/ как то даже реклама в нете попадалась с ЗИЛами 131 с газогенераторами за кабиной. Я так понимаю для этой технологии, чем больше объём двигла тем лучше. На УАЗ Таблетку можно поставить? Кому реальные чертежи попадаться дайте ссылочку. Раз кто делает, значит должны быть и мануалы, а то не чего кроме этого http://www.ecotoc.ru/biogas/gazogen/d194/ не нашёл (( кстати, что такое шейкера на этом чертеже?! Ещё вот думаю, а возможно эту штуку скажем и в доме соорудить, чтоб и топить зимой и как-нибудь топливо собирать хранить? Кстати дерево не только топливо и строительный материел, его даже есть можно если прижмёт: http://www.ludoedoff.ru/site/food/13 :russian_roulette: Но лучше до этого не доводить. Изменено 16 июля 2012 пользователем arkan161rus Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.