Перейти к контенту
Внимание! Форум обновляется! Читать далее... ×
Новостройки Ростова-на-Дону

Камалудин

В каком формате лучше слушать музыку и почему

Рекомендуемые сообщения

KyQ253b.png

 

Основным воспроизводимым аудиоконтентом сегодня является цифра в одном из форматов, использующих сжатие с потерями.

 

Для сжатого звука очень важно понятие психоакустической модели — представления учёных и инженеров о том, как человек воспринимает звук. Ухо только принимает акустические волны. Обрабатывает сигналы мозг. Более того, именно работа мозга позволяет различать, с какой стороны поступает звук, с каким отставанием приходят волны друг относительно друга. Именно мозг позволяет нам различать музыкальные интервалы и паузу. И как при любой другой работе, ему нужна специальная тренировка. Мозг собирает шаблоны, соотносит новую информацию и обрабатывает её на основе уже накопленной.

 

Да и сам слух не так прост. Официально считается, что слышимый человеком диапазон составляет от 16 Гц до 20 кГц. Однако ухо, как и другие органы, стареет, и к 60 годам слух снижается почти в два раза. Поэтому принято считать, что среднестатистический взрослый человек не способен воспринимать звук выше 16 кГц. Однако частоты до 16 Гц и после 16 кГц вполне воспринимаются тканями уха (да, здесь играет роль осязание, а не слух). Кроме этого, нужно учитывать, что мало слышать — нужно осознавать, что именно слышишь. Человек не может одинаково воспринимать все составляющие звука одновременно. Дело в том, что ухо принимает звук специальными клетками. Их множество, каждая предназначена для восприятия звуковых волн в определённом диапазоне. Клетки таким образом разбиты на группы, работающие в своём диапазоне. Таких диапазонов около 24, и в их пределах человек распознаёт только общую картину. В каждом диапазоне различается ограниченное число тонов (звуков или нот). Поэтому слух дискретен: одновременно человек может различить только 250 тонов.

 

В идеале. Поскольку для этого нужны тренировки. Да и число регистрирующих акустические волны клеток у каждого различно. Хуже всего, что у отдельно взятого человека их число в правом и левом ухе отличается. Как и отличается восприятие левым и правым ухом вообще.

 

Слух — штука нелинейная. Каждая частота звука воспринимается только при определённой громкости. Это приводит к нескольким интересным особенностям. Распространяющаяся волна не слышна до тех пор, пока амплитуда волны (громкость звука) не достигнет определённого значения и не активизирует соответствующую клетку. Тогда тишина сменяется резким и достаточно отчётливым звуком, после чего человек может слышать несколько более тихий звук. Кроме этого, чем меньше уровень громкости, тем меньше его разрешающая способность — снижается число разбираемых звуков. С другой стороны, при снижении громкости лучше воспринимаются высокие частоты, при увеличении — низкие. И они не дополняют, а сменяют друг друга, даже если человек этого не осознаёт.

 

Ещё маленькая ремарка: из–за всех особенностей слухового аппарата человек практически не воспринимает звуки ниже 100 Гц. Точнее, чувствовать, осязая низкие частоты кожей, он может. А слышать — нет. При более-менее адекватной громкости, конечно. Слышными их делает то, что в слуховом канале происходят переотражения акустических волн, в результате чего образуются вторичные волны. Именно их человек и слышит.

 

Строго говоря, при воспроизведении музыки человек не воспринимает некоторые звуки, концентрируя внимание на других. Обратите внимание, когда музыкант начинает играть соло, особенно с увеличением громкости, внимание почти полностью переключается на него. Но всё может быть наоборот, если слушатель любит барабаны — тогда оба инструмента будут звучать почти на одном уровне. Но разборчиво будет слышен только один и общая звуковая сцена. В науке под названием психоакустика подобные явления называются маскировкой. Один из вариантов маскировки части воспринимаемого звука — внешний шум, доносящийся из-за наушников.

 

Интересно, что при прослушивании музыки роль играет и тип акустики. С точки зрения физики дают различное восприятие и артефакты звучания. Наушники-капельки и наушники-затычки, скажем, вполне можно принять за так называемый точечный источник, так как они дают почти нераспределённую звуковую картину. Накладные наушники и любые другие более габаритные системы уже распределяют звук в пространстве. Оба способа распространения звуковых волн создают возможность взаимоналожения звуковых волн друг на друга, их смешивания и искажения.

 

Благодаря большой проведённой работе современные психоакустические модели достаточно точно оценивают человеческий слух и не стоят на месте. На деле, несмотря на заверения любителей музыки, музыкантов и аудиофилов, для среднестатистического, нетренированного слуха MP3 в максимальном качестве обладает практически предельными параметрами.

 

Исключения есть, их не может не быть. Но они не всегда легко заметны при слепом прослушивании. И следуют они уже не из механизмов работы слуха, а из алгоритмов обработки звуковой информации мозгом. И здесь играют роль только личностные факторы. Всё это и объясняет, почему мы любим разные модели наушников и почему численные характеристики аудио не могут однозначно определить качество звука.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рекомендуем!


У меня ухо особо нетренерованное, но если слушаю подряд один и тот же трек на хорошей акустике в mp3 320 мб/с и во flac, отличаю один от друго свободно. Я уже не говорю про людей, у которых музыка хобби и которые используют Hi-Fi акустику, ламповые усилители и т.д. :biggrin: У таких людей, поверьте, в коллекции mp3 нет точно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В лососе не всегда акустика позволяет послушать. Разницы никакой. Тут еще вложиться надо хорошо в технику

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Kniaz

Винил же или его оцифровки на крайний случай

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И даже наоборот, мой китайский плеер за $250 + уши за $100 сказали: парень, выключи этого лосося, там не будет тебе ни басов, ни чистоты верхов. Лучше уж по старинке, 320.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Удобнее, проще, но он не самый лучший.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти