Почтенные пользователи =) Freeman Опубликовано: 18 декабря 2008 Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 Старая часть Ростова Мост через Дон, по оси Таганрогского пр. Почти 150 лет на территории современного Ростова-на-Дону существовали два города - Ростов и Нахичевань-на-Дону. Ростов был учрежден правительственным указом от 15 декабря 1749г. о создании Темерницкой таможни: "...для сбору по тарифу и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить вверх по реке Дону от устья реки Темерника против урочища, называемого Богатого колодезя, на таком основании, как оную в Черкасском учредить было велено". 6 апреля 1761г. указом Елизаветы Петровны строящаяся на этом месте крепость была названа именем Димитрия Ростовского. Через тридцать лет после учреждения Темерницкой таможни появился город Нахичевань-на-Дону. Конец XVIIIв., время формирования "Ростовского перекрестка" : водный путь по Дону пересекается сухопутными дорогами из Центральной России на Кавказ. Ростов оказывается вершиной путей, которые проториваются все дальше вглубь Кавказа". Меняется назначение города, меняется характер его деятельности, что отражается на архитектурном облике зданий, планировке городских улиц и площадей. Французский путешественник , побывавший в Ростове в 1809г., оставил свои воспоминания: "Ростов есть небольшой город, в котором нет ничего замечательного; жители производят торг и рыбную ловлю. Здесь продают в великом множестве осетров". Одно из первых сведений о численности населения города Ростова относятся к 1782г., тогда в Ростове числилось населения 1600 чел. В 1811г. У Ростова и Нахичевани-на-Дону появились свои гербы. Города жили рядом и только узкая нейтральная полоса земли осталась на годы между ними - межа, или "труба", как ее иногда называли. 11 мая 1811г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону - два города, выросшие около с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIXвека крепостью Святого Димитрия Ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I. Слова "на Дону" прибавлялись к наименованиям уезда и города, чтобы отличить их давно существовавшего Ростова Ярославского. Лишь 1788 чел. населяли Ростов в это время. В нем преобладали жалкие глинобитные постройки с камышовыми крышами. Размещался Ростов-на-Дону западнее крепости, примерно между рекой Темерник и современным проспектом Ворошиловским. В городе было всего 8 улиц и 6 переулков. Первой улицей в городе стала улица Береговая. Она проходила по нижней террасе реки Дон и в весенние половодья она, как правило, затапливалась. Поэтому строения перебирались на верхние террасы и фактически становились основой городской застройки. Застраивались также склоны балок и оврагов. Поэтому в ходу были названия "ввозов" или "спусков". Часть названий этих спусков сохранилась и поныне - Соляной, Кривой(Островского). А первые упоминания улиц Ростова относятся к донесению из архивов крепости Дмитрия Донского и датированные 28 декабря 1784г.: Большая, Ближняя, Казанския, Грязная, Степная. История спусков Спуск к Дону. Малый пр. 1910-е гг. Спуски начинались от улицы Полицейской(Тургеневской), названной так из-за того, что на ней на углу нынешнего Подбельского стояло первое здание полицейского упраления с первой в городе пожарной командой. Спуски от улицы Полицейской уходили к Дону: Пилипенковский, Кривой, Соляной, Мостовой, Донской, Амбарный, Свиной, Банный. Был еще Острожный спуск. Здесь находилась (на месте трансформаторной подстанции хлебозавода +1) первая тюрьма города. В народе ее называли "Тюремный замок". В середине XIX века ростовский коммерсант Смирнов построил на спуске бани, и он стал называться Смирновским, а спустя время получил название Братского из-за появившихся на нем братских могил. Хлебные магазины купца Пилипенко дали название Пилипенковскому спуску, спустя годы на спуске была выстроена Никольская церковь, и спуск стал Никольским. С 19 марта 1924г. спуск получил имя революционера Степана Халтурина. Любопытна история Кривого спуска. Свое первоначальное название он получил из-за своей конфигурации. Один из старожилов Ростова казак Григорий Шамардин рассказал, что кривой поворот спуска был вызван тем, что на месте лесопильного завода(теперь тут художественные мастерские) располагались ранее остатки древнего каменного крепостного строения, которое жители разобрали для устройства подпорных стенок нынешних домов по переулку Островского. После первой мировой войны спуск получил название Почтовый, а после гражданской ему было присвоено имя писателя Николая Островского. Еще один - Банный спуск. Получил название по расположению на нем, около родников у Дона, торговых бань. Потом назывался Большим. Этот спуск был границей гражданской застройки у стен крепости Дмитрия Ростовского. Сейчас - Ворошиловский проспект. Но вернемся к истории Ростова. Благодаря экономическим выгодам своего положения, очень быстро рос Ростов. Официальный городской статус вносит изменения в жизнь Ростова. Устанавливается должность городского архитектора, которую занимает Трофим Шаржинский. Считается, что он же стал автором первого генплана Ростова 1811г. Именно тогда была заложена планировочная сетка кварталов, намечены площади, основные транспортные направления, отразившие стройную ясность классицизма. По классификации, предложенной В.А.Шквариковым, планы Ростова и Нахичевани этого времени можно отнести к "прямоугольной композиции, которая утверждала как архитектурно-планировочный прием, многоцентренность независимо от величины города. Но все же в этом приеме выделяется главный центр, которому подчиняются второстепенные центры. Главный центр определяется системой двух взаимно перпендикулярных осей. Система меридиана внесла в планировку города принцип симметрии, т.е. осевое построение". По плану 1811г. центральное место в композиционной структуре города должна была занимать административно-торговая площадь, где роль доминанты отводилась церкви Рождества Богородицы. Здесь предполагалось также строительство городового магистрата с лавками и гостиного двора. Было запланировано еще несколько малых площадей, на которых доминирующее положение отводилось церкви Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, церкви Всех Святых и т.д. Большое внимание уделялось вопросам организации и упорядочения торговли, рациональному включению торговых центров и площадей в общую структуру плана города. Проектировались ярмарочные, мясные лавки, соляные магазины. Специальные места отводились "для садов фруктовых и тутовых деревьев". Кирпичные заводы, скотобойни выносились на окраину города. После утверждения плана Ростова 1811г. в городе разразился скандал, вызванный необходимостью уничтожения и переноса на новое место многих зданий. Владельцы "сделали список строениям", подсчитали ущерб, который будет нанесен им в случае развития города по проекту Шаржинского. Затем на царское имя было отправлено заявление с просьбой отменить утвержденный в 1811г. план и вместо него составить новый с учетом существующих строений. По проекту предполагалось начать застройку в пограничной зоне между Ростовом и Нахичеванью, но по просьбе нахичеванского магистрата было остановлено "...при проекте нового плана Ростову свободным полуверстовое расстояние от пограничной черты города Нахичевана". Обосновывая необходимость межи, нахичеванские власти в качестве основных причин приводили различие "характеров по нациям" и то, что распространение "города Ростова до межи Нахичевана, совершенно не соответственно с 285, 286, 287-ю статьями 10-го Тома свода закона межевых и 2-м пунктом циркулярного предписания, данного от бывшего министра полиции 19 марта 1812г..." Ростов шел своими постройками от Темерника к Богатому Источнику, и в 40-х годах последние улицы приблизились саженей на 200 к крепости Св.Дмитрия. Постройки Ростова росли быстро. Заметно растет Ростов: его территория, численность населения, количество и типы построек. В 1824г. город увеличивается слиянием в одно целое с Доломановской слободой. Затем соединяется с фордштадтами крепости, постепенно занимая территории вокруг крепости. Разнообразнее становятся типы городских построек. Начинается строительство промышленных предприятий, одним из первых стал кожевенный завод, открытый еще в 1780г. 1835г. ознаменован двумя важными событиями. Практически одновременно упраздняется крепость и возвращается таможня. Упразднение крепости вызвало потерю значительной части деятельного населения. Вместе с тем упадок торговли продолжался недолго. Ее развитию способствовало выгодное географическое положение города и возвращение таможни. Оживление торговли повлекло за собой увеличение численности населения города. К моменту появления плана 1836г. изменилась композиция центральной площади. На небольшом расстоянии от запланированного собора с колокольней было построено двухэтажное здание городового магистрата, с нарушением запроектированной ориентации. Магистрат предполагалось разместить перед входом в гостиный двор, а построили его по красной линии застройки Почтовой улицы(Станиславского). Возникновение новых форм городской жизни предопределяет появление новых типов зданий. Самым же массовым видом строительства остается строительство жилья . В начале второй половины XIXв. в Ростове было свыше 3000 домов. Преобладали деревянные постройки и 1-2-этажные каменные. Развивающемуся городу становится тесно в границах отведенной ему площади. В 1845г. разрабатывается новый план Ростова, по которому в черту города включается территория упразденной крепости и поселок Богатый колодезь. Однако фактически в этот период прибавляются и земли за рекой Темерник. Появляется Темерницкое поселение, жители которого ведут строительство самостоятельно без утверждения планов и разрешений. Ростов продолжает интенсивно расти. В 1840-50гг. в городе было 14 улиц : 6 продольных и 8 поперечных - * Московская * Почтовая * Рождественская * Полицейская * Воронцовская * Канкринская * Донская * Береговая * Темерницкая * Казанская * Никольская * Дмитриевская * Садовая * Кузнецкая... Кроме улиц существовало около 50 безымянных переулков и три площади : Базарная, вторая находилась на северо-западе, третья появилась по плану 1845г. А.Скальковский, посетивший Ростов в 1846г., дает такую характеристику : "Вид города с левой стороны Дона от Батайской дороги весьма живописен: у подошви его широкая река, покрытая сотнями судов; по четырем спускам тянутся к ней обыкновенно бесконечные обозы и бесчиленные стада скота; на возвышении башни церквей и сотни две каменных домов и магазинов(особенно прибрежных) придают ему значительность гораздо большую, нежели какую он имеет на самом деле. Напротив, когда подъезжаешь к Ростову с Таганрогской дороги (или от Нахичевани) он кажется осьмью или десятью деревнями, слитыми вместе, среди которых церкви и десятка два двухэтажных зданий имеют вид островков, на бумажной скатерти низких деревянных домиков, изб и землянок. Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и веселыми..." Автор не случайно писал о "хорошей погоде", ибо благоустойство уже давно беспокоило горожан, не только отсутствие мощения улиц, но и спусков к Дону и проблема укрепления набережной. В 1842г. ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса. По этому проекту набережная шла на протяжении 433саж. и представляла ряд свай с каменною отсыпью откосов. Работы были сданы с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили, а начатые работы прекратили. В 1843г. Новориссийский генерал-губернатор уведомил думу о том, "что, в силу местных обстоятельств, с устройством набережной надо повременить и что так как отсыпи на набережной делаются жителями за свой счет, то она может выровняться постепенно без основных затрат со стороны города. Вместе с тем, городу разрешено было хозяйственным образом производить работы по уреголировке набережной, но в очень скромных размерах..." Несмотря на предпринимаемые усилия благоустройство Ростова-на-Дону отстает от роста его торгово-промышленной деятельности. Продолжает вызывать беспокойство набережная города: заваленные грузами прибрежные территории, железная дорога, отрезавшая город от воды, отсутствие укреплений берега. Осуществление работ по благоустройству набережной растянулось на долгие годы. От бесконечных разговоров в 1895г. переходят к делу, и начинается постройка портовой набережной. "Созданный всецело развитием денежного хозяйства, обязанный своим возникновением и развитием торговому обмену, особенно с Западной Европой, Ростов уже в 40-х гг. был типом нового города,- города, который, подобно Одессе, не походил на старые российские города. " Здание городской управы Сегодня это двухэтажное здание на углу проспекта Семашко и ул.Станиславского затерялось среди окружающих павильонов и ларьков Центрального рынка, так что немногие догадываются о его почти 150-летней истории. Пожалуй, и старожили уже непомнят о том, что в разные годы в доме размещались Городская и мещанская управы, женское училище им.М.Л.Левковой и канцелярия купеческой старосты. Оказывается, здесь находилась также школа фабрично-заводского обучения, различные магазины, спортивная школа и проектные институты, а сейчас - супермаркет и частные фирмы. Постройка ценна не только совоей богатой историей - это одно из немногих сохранившихся зданий середины XIX века. Проект здания приписывается Трофиму Шаржинскому, одному из первых городских архитекторов. Фасады постройки решены в классических традициях. Архитектурно-художественный облик здания лаконичен. Главный фасад, обращенный к собору, выделен мезонином с рядом строенных арочных окон. Мотив полуциркулярных проемов первого этажа повторяется по второму этажу и подчеркивается аркатурным поясом карниза. Здание, в основном, сохранило свой первоначальный вид. О существовании торговых залов и лавок на первом этаже в настоящее время напоминают большие проемы окон и дверей, сдвижные решетки и кованные ставни. В одной из этих лавок служил приказчиком, а затем, став купцом, торговал отец известного писателя А.П.Чехова - П.Е.Чехов. Кстати, служил он у первого хозяина дома П.Р.Максимова, известного на Дону торговца зерном, владельца ссыпок и мельниц. В 1887г. Ростов и Ростовский уезд были изъяты из состава Екатеринославской губернии и присоединены к Области Войска Донского с подчинением Новочеркасску. Уездный город Ростов растет как крупный торгово-банковский центр и транспортный узел, уверенно обгоняя своих менее удачливых соседей. Лидирующая роль города проявляется в деловой, финансово-торговой и производственной активности ростовчан. В 1880-е годы местная газета пишет "Город имеет 4 большие площади, 6 проспектов(Таганрогский, Большой, Средний, Малый,Темерницкий, Коцебу), до 40 улиц и 30 переулков, спусков и проездов". Далее в этой же статье выделяются лучшие улицы города : Большая Садовая, Московская, Тагарогский и Большой проспект, и "выдающиеся постройки: здание конторы государственного банка, дом Максимова(на Соборной площади), дом Мирошниченко(на Большой Садовой), в котором помещается коммерческий клуб...Здание это вполне громадное, поражает своей архитектурой, чисто в древнегреческом вкусе, напоминая древний пантеон, Петровское реальное училище, здание табачных фабрик Кушнарева, Асмолова, Асланди". До конца XIXв. административный центр Ростова находился в прибрежной части и ограничивался на севере улицей Московской. Московская ул. 1900-е К началу второй половины XIX века "главной улицей города стала Московская. На ней размещались магазины и торговые склады. Здесь же, в центре города, находилась главная площадь - Базарная. На ней рядами стояли деревянные, впоследствии - каменные лавки". На этой площади возвышался двухэтажный кирпичный дом, в котором помещалась Городская Дума и магистрат, мещанская управа, суд и другие учреждения. Памятник Александру II. Скульптор М.О.Микешин. 1890г., ул. Московская. Вид на пер.Соборный. В 1860-е годы центр города расширяется к северу от реки Дон, и главной улицей становится Большая Садовая, протянувшаяся от реки Темерник до границы Нахичевани-на-Дону. На Большой Садовой, Московской, Таганрогском проспектах, в других местах только перед первой мировой войной стали возводить многоэтажные здания. О Тургеневской ... Сенная(ныне Горького) была последней улицей на севере города, тихим захолустьем, на ней страшно было показаться не только ночью, но и днем. Здесь путнику ежеминутно грозила опасность быть ограбленным. На Сенной улице, вблизи от расположенных на соседних улицах учебных заведений, были сконцентрированы все ростовские дома, увешанные "красными фонарями", или как их называло население "институты без древних языков". В 1885г. "отцам города" пришла в голову мысль увековечить память известного русского писателя Тургенева. Долго не раздумывали и переименовали Сенную улицу в Тургеневскую. Местные газеты подняли шум, посыпались протесты: "неужели имя писателя не может носить какая-либо другая улица, на которой нет подобных заведений. Общественность города требовала: либо дать имя Тургеневской какой-либ другой улице, либо убрать с Сенной улицы непристойные заведения. Дума отклонила предложение убрать "дома свиданий" на окраину не то жители окраины встретят это переселение с дрекольями и палками в руках. "Тургеневский инцидент" продолжался десять лет и служил причиной неоднократных дебатов в Думе. Некоторые гласные недоумевали: зачем Ростову вообще улица с именем Тургенева. Наконец, в 1895г. было восстановлено название Сенной, а Тургеневской назвали ... - Полицейскую улицу. Вместе с тем городские власти заботились о вопросах расположения различных учреждений и благопристойности их соседства вполне продуктивно. Так в 1885г. "По постановлению городской управы и думы, размер расстояния для питейных домов от церквей, площадей, училищ и т.п. определено в 50 саж." Планировочные решения центральной части Ростова-на-Дону определяются четкой сеткой улиц и проспектов, ориентирующих город вдоль реки Дон. Постепенно сформировавшаяся квартальная сетка уже предопроеделяет характер застройки. Здания четко выстраивают водль красных линий, формируются основные формы планировочных схем построек, угловые, рядовые - все они тяготеют к фасадной схеме застройки. Появляются дворы - колодцы, развивается наряду с секционным типом жилого дома и тип галерейного, столь уместного в южном климате. Так постепенно заложенные в классицистической структуре генплана 1811г. планировочные идеи воплощаются в жизнь и диктуют уже не свойственные классицизму объемно- пространственные решения. Таким образом, проведенные в конце XIX - начале XX века строительные работы способствовали сложению городской структуры Ростова. Из сочетания отдельных форштадтов керепости Св.Димитрия Ростовского город становится единым организмом с целостной системой улиц и кварталов. Свободно стоящие здания вытесняются периметральной застройкой кварталов. К 1910-м годам Ростов превратился в крупный торгово-промышленный центр Юго-востока России. Желая подчеркнуть великолепие города, А.М.Ильин сравниват его с Санкт-Петербургом. Восхищаясь городом, он рассказывает о центре города, где всюду "роскошные магазины, многочисленные конторы, трех-, четырех- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное, оживленное движение большого торгового города. Несмолкаемый шум экипажей, звонки трамваев, многочисленные разносчики, посыльные и говор многочисленной уличной толпы..." К моменту описания А.М.Ильиным города его административно-торговый центр переместился на Большую Садовую и примыкающие к ней улицы. Там находились Городская Дума и Управа, возводили здания и арендовали помещения наиболее престижные фирмы и банки. В начале XX века территориальная граница между городами фактически стерлась. Ростов и Нахичевань хозяйственно почти полностью слились в один город. Многие живущие в Нахичевани работали в Ростове и наоборот. Ростовские фабрики имели предприятия в Нахичевани, а нахичеванские - в Ростове. Все торговые операции по вывозу товаров за границу проходили через Ростовский порт. Ростов укрепил за собой ведущую роль, а Нахичевань представляла теперь часть Ростова, в которой сохранились еще свои, местные, независимые от Ростова, органы городского управления. Позже административное управление Ростовом претерпело значительные организационные изменения. После Ростовской стачки 1902г. войсковому атаману и министерству внутренних дел стало ясно, что новочеркасским властям не справиться с Ростовом. В феврале 1904г. было учреждено Ростовское градоначальство. В него вошли Ростов и Нахичевань. Градоначальник пользовался правами гражданского губернатора, но был военным. В полицейском отношении Нахичевань полностью подчинялась Ростову. В 1910г. Нахичеванская городская дума получила разрешение на заем миллиона рублей для благоустройства своего города: расширить водопровод и построить канализационную систему. Нахичеванцам предложили создать единую канализационную систему с Ростовом. Переговоры на этот счет были длительными и до самого начала первой мировой войны бесплодными. После установления Советской власти на Дону Ростов стал центром Донской области. Как самый крупный город на юго-востоке России, Ростов по праву стал административным центром Дона и всего Северного Кавказа. С 1920г. городская власть в Ростове и Нахичевани была сосредоточена в едином Ростово-Нахичеванском городском Совете рабочих и крестьянских депутатов. В административном отношении города продолжали оставаться отдельными, экономически они полностью давно слились. При этом Ростов сохранил за собой ведущую роль, а Нахичевань представляла теперь его часть. В октябре 1928г. Ростов был выделен в самостоятельный в административном отношении город с непосредственным подчинением крайисполкому. В постановлении президиума крайисполкома в октябре 1928г. было сказано: "Учитывая политическое значение гг.Ростова и Нахичевани-на-Дону как крупнейшего пролетарского центра Северо-Кавказского края и значительно возросшее влияние города на хозяйственную и культурную жизнь края в целом, - а также для создания непосредственной постоянной связи краевых органов власти с пролетарскими массами гг.Ростова и Нахичевани-на-Дону, президиум крайисполкома признал необходимым выделить гг.Ростов и Нахичевань из состава Донского округа в самостоятельный краевой центр, управляемый Ростово-Нахичеванским горсоветом, на правах округа, подчиненный непосредственно краевому съезду Советов и краевому исполнительному комитету..." 13 января 1929г. газета "Молот" писала: "В связи с выделением Ростова в самостоятельный краевой центр, в Москве был поставлен вопрос об объединении города Нахичевани с Ростовом. На днях состоялось заседание Административной комиссии при Президиуме ВЦИК, где рассматривался этот вопрос..." Таким образом, Нахичевань-на-Дону, в течение долгих лет существовашая как самостоятельный город, слилась с Ростовом. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Freeman Опубликовано: 18 декабря 2008 Автор Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 Интересна история нашей главной улицы - Большой Садовой. Впервые очертания Садовой улицы , тогда еще без названия, появились на плане г. Ростова-на-Дону в 1781г. На генплане г.Ростова-на-Дону 1811 года она уже зовется Загородней. В начале XIX века нечетная сторона была занята садами. И только в районе переулка Семашко были городские бойни, дом для престарелых, знаменитый конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая - действительно загородная улица, на нее свозится мусор, сливаются нечистоты. По бокам ее лепились разделенные громадными пустырями маленькие, деревянные и, отчасти каменные домики. С севера, параллельно Садовой улице, проходила Генеральная балка - огромный овраг с разветвлениями и текущим по дну безымянным ручьем. Места были глухие и небезопасные. По правой стороне балки располагались многочисленные кузницы, и улица получает название Кузнецкой(в 1885г. получает имя Пушкина.) Далее простиралась степь. Наиболее оживленной, пересекающей Садовую улицу, была Таганрогская дорога, старейшая в Ростове. Идущая от наплавного моста через Дон, она разрезала город приблизительно на две равные части, взбиралась на деревянный мост, перекинутый через Генеральную балку и, извиваясь в степи, уходила через городские дачи далее, в город Таганрог. Не скоро Большая Садовая завоевала звание главной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь с главной улицей Почтовой ( Старопочтовой, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так после застройки купеческими зданиями московских купцов. "Отцом" Большой Садовой стал городской голова А.М. Байков, принявший управление городом с 1862г. При нем закрыли Генеральную балку, а Большую Садовую с Нахичеванью соединило шоссе. 1 сентября 1864 г. на Большой Садовой загорелись первые керосиновые фонари. Керосин тогда привозился из Одессы. А.М.Байков продолжал реформировать город. * В 1865 г. начал работать водопровод. * С 1868 г. по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. * С 1887г. по Большой Садовой было открыто движение конки. * В 1901г. прошел первый электрический трамвай, устроенный Бельгийским акционерным обществом. Правда, до вокзала и Темерника вагон в то время не доходил из-за разногласий между железнодорожным ведомством и акционерным обществом по поводу устройства места пересечения с железнодорожными путями. Большая Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем это сменилось строительным "бумом". Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта(Буденновский) до Большого(Ворошиловский). Все здания были по своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. В день Большую Садовую посещало до 85 тысяч человек. В результате прошедших войн и деятельности советской власти многие здания, составляющие красоту и величие Большой Садовой, были или уничтожены, или реконструированы так, что теперь тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, да в музеях, могут донести до потомков чудную каменную резьбу домов, любовно и основательно построенных нашими предками. Большая Садовая начала XX века начинается от вокзала за каменным мостом через грязную реку Темерник . От Таганрогского (Буденновский) проспекта до Большого(Ворошиловский) проспекта Садовая принимала совсем другой вид - зеркально-витринный. Ее мостили каменными кубиками, заботливо поливали в жаркую погоду. Здесь первыми появлялись все новинки освещения и городского транспорта, возводились наиболее фешенебельные четырех- и пятиэтажные особняки. И почти в каждом доме на Садовой - магазины : "Торговля Переселенкова", " Часовой магазин Майзеля", "Косметический Матизена", " Мебельный Боммера", "Музыкальный Адлера", " Оружейный де Камилли", " Магазин скульптур Менционе", " Торговля Абрикосова", " Торговля Хахлаждаева". Интернациональная смесь коммерческих племен и наречий. Уверения в исключительности магазинов : - Единственный в Ростове-на-Дону! Цены самые добросовестные!... Объявления о "дешевых распродажах". А в подоплеке - известная торгашеская премудрость : - Не обманешь - не продашь... С раннего утра у магазинов - крики зазывальщиков : - К нам, почтенный!.. Первеющий товар, такого нигде не больше нет !.. Иногда даже : - Московские арбузы!.. Петербургский виноград!... Реклама - кто кого перещеголяет - порой доходила до смешного. А остановились мы у одного из старейших переулков Ростова - Богатяновского, получившего свое название от бившего в заповедное время фонтаном на берегу Дона Богатого Источника. К нему из крепости св. Дмитрия Ростовского вела дорога, там же вырос поселок одноименного названия. Это была главная дорога, по которой Ростов снабжался чистой родниковой водой, правда, несколько жестковатой. В обычные дни по Богатяновскому переулку проезжало до 500 водовозных бочек. Отсюда их пути растекались к Сенному базару, Покровской площади, Старому Собору, на Нахаловку и в Нахичевань. После постройки водопровода к 1914 году водопроводная сеть в Ростове составила 75 верст и за сутки Богатый Источник подавал около 600 тысяч ведер. На Богатяновском и Ткачевском переулках, да впрочем, и в других местах города, весной можно было встретить киоски, украшенные снопиками ржи - это был праздник - день "Колоса Ржи", устраиваемый благотворительными обществами для помощи голодным, пострадавшим от неурожая и другим обездоленным слоям населения. За "колосок" платили, кто сколько мог. Праздник проходил одновременно во многих городах Области Войска Донского. В Ростове импровизированные киоски можно было также встретить на углу Большой Садовой с Таганрогским проспектом, на вокзале, в железно-дорожных мастерских Владикавказской железной, дороги, на улицах города в разъезжавших с "колосками" автомобилях и тарантасах. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Камалудин Опубликовано: 18 декабря 2008 Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 Я думаю сделать тему о истории ЗЖМ города, ты в ответ сделаешь про СЖМ. Ты как тот хвост. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Freeman Опубликовано: 18 декабря 2008 Автор Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 делай про свой ЗЖМ я тебе не мешаю... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP Осень Опубликовано: 18 декабря 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 Я думаю сделать тему о истории ЗЖМ города, ты в ответ сделаешь про СЖМ. Ты как тот хвост. мы с Томарой ходим парой? Скорее как банный лист)))) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
VIP YoZhog Опубликовано: 18 декабря 2008 VIP Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 блин, нафиг на форум копипастить дал бы ссылку на оригинал, кому надо тот прочтет Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Freeman Опубликовано: 18 декабря 2008 Автор Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 блин, нафиг на форум копипаститьдал бы ссылку на оригинал, кому надо тот прочтет тогда можно общаться только ссылками, может так... зачем тогда вообще темы создавать... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Почтенные пользователи =) Камалудин Опубликовано: 18 декабря 2008 Почтенные пользователи =) Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 декабря 2008 не создавай =) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.