Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Спасибо товарищу Сталину!


Камалудин
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Почтенные пользователи =)

Я воспитывался в Задонском школьном спецдетдоме с конца апреля 1944 года по август 1956 года - 12 лет и 4 месяца. Это были самые счастливые годы моей жизни.

 

Наш отец - Деханов Фёдор Иванович, 1905 года рождения. С лета 1941 года был командиром взвода разведки партизанского отряда имени Пугачева партизанского соединения «За власть Советов». Нас, детей его и нашей матери, Дехановой Анастасии Харлатъевны, было семеро. Со страшной опасностью мы пережили зиму 1941-1942 г. в своём доме в с. Невдольск Суземского района Орловской (с 1944г. Брянской) области. Полицаи отобрали у нас все, что могли (скот, вещи, продукты), и постоянно угрожали расправой. Поэтому весной 1942 года отец забрал нас в Брянский лес, как и многие другие партизаны забирали в лес свои семьи. В лесу мы жили в землянке.

 

1 июня 1943 г. был сильный бой по прорыву немецкого окружения, в котором наш отец погиб. На другой день нам сообщил об этом партизан из отряда отца. После гибели отца партизанский отряд не бросил нас. Держали связь, помогали переехать на другое место, иногда давали немного продуктов.

 

В августе 1943 г. партизаны организовали в лесу аэродром, на который принимали самолёты с Большой земли. Самолёты доставляли партизанам оружие, боеприпасы, продукты. Увозили на Большую землю раненых партизан. Этими самолётами за 5 рейсов отправили нашу семью. Самолёты улетали перегруженными, поэтому нас не могли отправить всех сразу.

 

Я улетел первым (подошёл по весу), затем одним самолётом улетели четверо - Федя, Валя, Шурик и Тоня. Самолёты приземлились под Курском, затем мы попали в разные места. Но четвёрка оказалась вся в сборе в Елецком детском приёмнике, затем трое - Федя, Валя и Шурик - были перевезены в детские дома г. Задонска (40 км от Ельца), а Тоню - младшую из четвёрки - отправили в детский дом в селе Воргол под Ельцом.

 

Мама улетела из леса последней, попала в госпиталь (была ранена); выписалась из госпиталя - стала искать детей.

 

В результате её поисков дети были собраны в двух детдомах Задонска. Поскольку нашу хату в родном селе сожгли, мы все остались в Задонске в детдомах, где пристроилась работать и наша мама. Двух наших - Тоню и Валерика, самых младших - мама найти не смогла. В то время (август 1943г.) нашей старшей сестре Ане было 14 лет, Феде - 12 лет, Вале - 8 лет, Шурику - 7 лет, мне (Славику) - 5 лет, Тоне - 3 года и 8 месяцев, Валерику - 1,5 года.

 

Я прожил в детдоме больше всех - с дошкольного возраста и до окончания школы. По окончании 10-го класса с золотой медалью уехал учиться в Москву. Как детдомовский долгожитель могу описать жизнь в детском доме.

 

В то время все дети не только официально, но и реально были самым привилегированным классом в нашей стране. В военные годы в спецдетдоме N3 было около 300 воспитанников. Со временем это число убывало, и в 1956г., когда я уехал в Москву, было воспитанников около 100 человек.

 

Всем детям выдавались одежда и обувь, по мере износа и выроста они заменялись на новые. Регулярно нас водили в городскую баню - по воскресеньям (в пятницу и субботу мылись горожане). В банный день обязательно проводилась смена постельного и нательного белья. При этом каждому ребенку выдавались комплекты нижнего и верхнего белья, а в осенне-зимний сезон - верхней одежды и теплой обуви, обычно валенки с галошами. Верхняя одежда- чаще пальто, в иные годы - телогрейка. Все дети были довольны.

 

Питание в военные годы и первые послевоенные было поскромнее, но вполне достаточное. Завтрак: хлеб с маслом и чай или кофе, какао; примерно с 1947 года к этому добавилось 2-е блюдо (мясо, рыба с гарниром). Обед: всегда 1-е блюдо на мясном бульоне, 2-е мясное или рыбное с гарниром и 3-е компот, чай, кофе, какао. Ужин: хлеб с маслом, чай, какао или простокваша. Бывали и омлет, и яичница, творог и сыр. Летом свежие овощи, фрукты, помидоры, арбузы, яблоки, груши. Зимой детям ежедневно предлагалась, даже навязывалась столовая ложка рыбьего жира, который в наличии был всегда.

 

Летом же бывали полдники (до школы). По большим праздникам - годовщина Революции, Новый год, 1 Мая - детям обязательно выдавались подарки: большой кулёк со сладостями и вкусностями - конфеты, печенье, пастила, пряники, позже были и мандарины.

 

Учась в старших классах школы, я сам неоднократно участвовал в приготовлении подарков.

 

Обязательным были в детдоме медицинские осмотры, прививки, наблюдение за санитарным состоянием всего - помещений, постелей, одежды, пищи и т.д. В штате детдома всегда был врач на 1/2 ставки, медсестра или фельдшер (постоянно), санитарка. Был изолятор, куда помещались заболевшие дети или нуждающиеся в особом присмотре.

 

Большими группами на 1-2-3 месяца нас направляли в Елецкий детский санаторий. Условия там были курортные: отличное 4-х разовое питание, различные игры (волейбол, городки и др.), спортивные занятия - легкая атлетика. Устраивались спортивные состязания. Был художественный руководитель: занятия музыкой, песни, народные танцы. Я дважды по месяцу бывал в санатории.

 

Обучение

 

С первого класса все воспитанники учились в городской школе вместе с детьми горожан и селян. Домашние задания выполняли в детдоме под наблюдением воспитателей. Все воспитатели имели педагогическое образование. У каждой группы детей (от 20 до 40 человек) был отдельный воспитатель (воспитательница). Учеба в школе контролировалась, подводились итоги по четвертям и окончании учебного года; лучших воспитанников награждали грамотами и подарками. Подарками обычно были книги. Я часто получал такие подарки. Помню из них «Лесную газету» Виталия Бианки, «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» и др.

 

Кроме учёбы в школе было профессиональное обучение в детдоме. Для девочек - швейная мастерская с полным комплектом швейного оборудования, для мальчиков - столярная мастерская со всем инструментом: пилы, топоры, рубанки, фуганки, долота, свёрла, стамески, молотки и т.д. В столярной мастерской мы учились три раза в неделю через день по два часа в течение учебного года. Обучение начиналась с 4-го класса школы. После вводных ознакомительных уроков каждый воспитанник должен был сделать табуретку, стол или столик, ящик, связать раму, обработать дверной или оконный наличник и др. вещи. Обычно мальчики перед отъездом в ремесленное училище мастерили себе чемоданы. Долгое время мастером-учителем у нас был Матвей Арсеньевич Юрков, очень хороший мастер, любивший своё дело.

 

Большинство воспитанников были в детдоме до 6-7 классного возраста, после чего направлялись в ремесленные училища, старшие - в школы ФЗУ и ФЗО. Некоторые оставались до окончания 10 классов.

 

Кроме учебы в школе всю жизнь воспитанника в детдоме сопровождало обязательное трудовое воспитание. Оно проводилось вне учебного года во время летних каникул. Ежедневно, кроме воскресения, по два часа в день. Фронт работ у нас был весьма значительный. На территории детдома было несколько разрушенных бомбежкой зданий (до революции это были здания мужского монастыря). Все эти здания мы - воспитанники детдома - разобрали; мусор, битый кирпич вынесли, почистили годный кирпич (из него сложили ограду). И в этих зданиях были устроены хозяйственные объекты детдома: прачечная, столярная мастерская, склад. В помещении колокольни на втором этаже устроили клуб (дом культуры), где проводили собрания, устраивали концерты художественной самодеятельности.

 

Всю территорию детдома, представлявшую собой пустырь, мы засадили деревьями аккуратными аллеями, для чего носили чернозём для ям из сада, затем сами носили воду и поливали несколько раз.

 

В детдоме не было водопровода. В 1950 году мы своими силами прокопали траншею и провели водопровод от водокачки. Это около 300 м, я тогда окончил 4 класса. Каждому воспитаннику отмерили 1,5 м длины и - копай на 2 м глубины. Выкопали, никто не сломался.

 

Кроме того, у нас через дорогу (улицу) был большой подсобный участок не менее 2 га. Там был сад, два пруда (сажелки) участок для овощей, где мы сами выращивали огурцы, помидоры, морковь, свёклу, капусту.

 

В детдоме было три лошади, появились и выросли два жеребёнка), позже появилась и грузовая машина ГАЗ-51.

 

Кроме указанных работ летом мы заготавливали веники на зиму (из бурьяна), помогали заготавливать сено для лошадей. Мало того, мы неоднократно выезжали и выходили помогать колхозам. В д. Панарино дергали вручную горох, собирали в валки; помогали на току во время уборки зерновых. Где-то в 1949-50 гг. мы выезжали в колхоз в д. Камышевка на две недели и все две недели в поле носили снопы в скирду; две палки, на них 6 снопов и вдвоём переносили в скирду.

 

Особенно много было сделано по обустройству детдома и трудовому воспитанию в период, когда директором детдома был Тихон Степанович Комаров. Это был внешне суровый, но умный и добрый человек. После детдома его перевели директором вновь организованного в Задонске культпросветучилища.

 

Как в дошкольном, так и в школьном детском доме обязательно был художественный руководитель. Организована художественная самодеятельность. Разучивали песни, народные танцы; устраивались спектакли, концерты. В 50-х годах в детдоме были полные комплекты струнных и духовых инструментов, а также баян, аккордеон и рояль. Художественный руководитель Михаил Иванович Кожин - выпускник Задонского культпросветучилища - организовал полный струнный и духовой оркестр. Сам мог играть на любом инструменте и обучил детей, сам писал ноты для каждого инструмента. Наши оркестры давали концерты не только в детдоме, но и на различных предприятиях.

 

В 1951 году летом 40 лучших воспитанников детских домов Орловской области, собрав их сначала в Некрасовском детском доме под Орлом, на 1 месяц возили на экскурсию в Москву. Из нашего детдома - 4 воспитанника, в том числе и я. Нас поселили в Москве в школе на 3-й Гражданской улице в Сокольниках. Отлично кормили, часто бывали черная и красная икра, различные фрукты. И целый месяц ежедневно ездили на экскурсии в музеи, театры, в Третьяковскую галерею, зоопарк, стадион «Динамо» и др. места.

 

В Задонске почти каждое лето устраивали походы по району на 1-2 недели. Брали конную подводу, грузили необходимый скарб и оправлялись в поход. Останавливались в сёлах в пустующих в летнее время школах. Всё было согласовано по линии РОНО. Ходили в природный заповедник Галичья Гора, посещали сахарный завод в с. Хмелинец, колхозы и др. предприятия.

 

Несмотря на все эти мероприятия у воспитанников и зимой, и, особенно, летом было достаточно свободного времени. Город Задонск окружают леса с названиями Казённый, Горелый, Пчельник, Питомники 1-й и 2-й, Уткинский, куда мы гурьбой ходили по ягоды, орехи, тёрн, боярышник и просто так погулять, а зимой в каникулы человек по 30-40 становились на лыжи - и в лес.

 

У Задонска протекает прекрасная река Дон, в то время чистейшая, хоть пей воду. Летом мы целыми днями (с перерывом на обед) пропадали на реке.

 

Купались, ловили рыбу. После 8 класса я с Ваней Ланцевым сделал лодку и 3 года держал её на Дону. Брал с собой 1-2 ребят и уплывал за 10 км. На рыбалку с ночёвкой. Все воспитанники детдома отлично плавали, даже первоклассники переплывали Дон.

 

Кроме того, постоянно были занятия играми. Лапта, круги (с мячом), прятки, догонялки, городки, клюшки, волейбол и др.

 

Приближение праздников чувствовалось за месяц-полтора. Девочки собирались стайками и хором пели песни, соответственно, революционные, новогодние зимние или первомайские (весенние).

 

Внутренняя атмосфера в детдоме была дружная, доброжелательная; ссоры и конфликты случались редко.

 

Кроме занятий в детдоме воспитанники посещали и занимались в городских учреждениях по желанию - в городских библиотеках, на станциях юных техников, юных натуралистов. Я ходил в 1950-е на станцию юных техников. У нас был хороший руководитель, мы знакомились с авиационной техникой, собирали и мастерили планёры и самолёты, запускал их. Другие ребята изучали радиотехнику, учили азбуку Морзе.

 

Детский дом был полностью обеспечен хорошей материальной базой: помещениями, мебелью, одеждой, обувью, продуктами питания, топливом, транспортом и всеми другими необходимыми ресурсами.

 

Для воспитания детей социалистическое государство выделяло достаточные средства. Кроме того, для детей содержался коллектив работников. Это директор, завуч, воспитатели (в разное время от 10 до 6), пионервожатая, медработники, бухгалтерия.

 

Художественный руководитель, мастер швейного и столярного дела, завхоз, кладовщик, три прачки, 2-3 уборщицы, истопник, разнорабочий. Помню директоров: Прокофьева Клавдия Ивановна, Милов Владимир Александрович, Комаров Тихон Степанович, Шатских Пётр Семёнович, Козарез Александр Яковлевич, Фролов Кирилл Ионович, Новиков Алексей Владимирович.

 

Из долго работавших добросовестных работников хорошо помню воспитательниц Виноградову Евгению Владимировну, кладовщика Кузичева Григория Спиридоновича.

 

Подводя итоги всего изложенного, напрашивается единственный вывод:

 

Социалистическое государство, возглавляемое великим Сталиным Иосифом Виссарионовичем, делало все для счастья детей. Лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» был искренним и правдивым.

 

 

 

 

http://duel.ru/200949/?29_6_2

 

 

 

 

/ очень интересная статья!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
был искренним и правдивым.

 

вы шо! доподлинно известно что кровавый людоед Сталин лично сожрал миллион младенцев))) а еще десять миллионов расстрелял)))

 

спасибо за статью

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.