Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Пьянство в России


kender
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • VIP

'Русский пьяница' - живучий стереотип ("Regard sur l'Est", Франция)

Пьянство в России - частое явление. Его даже считают национальной особенностью, чем-то вроде фирменного знака: какой русский не пьет? Необходимо отметить: несмотря на то, что другие европейские народы тоже не чураются алкоголя, колоритный образ 'русского пьяницы' существует на протяжении столетий.

 

Полемика вокруг утверждения, согласно которому русским присуща неудержимая страсть к алкоголю, обычно основывается на двух источниках данных: с одной стороны, статистика потребления спиртных напитков, а с другой - рассказы очевидцев-современников и путешественников-иностранцев, которые не обязательно совпадают с тем, что говорит статистика. В то время как последняя демонстрирует достаточно низкий уровень ежегодного потребления алкоголя на душу населения, в рассказах путешественников мы находим описания массового пьянства.

 

Второй тип источников информации обычно обращается к таким понятиям, как особенности национального сознания и формы его проявления. Каждый народ ассоциируется с теми или иными особенностями и добродетелями. Самоидентификация требует сильных и явных признаков отличия одного народа от других. И в этом смысле слабость к алкоголю может рассматриваться как отличительная черта народного характера. Литературные произведения говорят нам, что алкоголь является искушением для всех европейских народов. Однако каждый пытается обелить себя и при этом строго судит других. Ж.-Л. Фландрен (J.-L. Flandrin) в статье 'Напитки и манера питья в Европе 16-18 вв.' утверждает: в те времена бытовало мнение, что больше всех пьют северные народы.

 

Немцы, поляки, русские, даже англичане считались пьяницами. Зато итальянцы, до некоторой степени французы и особенно испанцы славились своим трезвым образом жизни. Все французские путешественники, побывавшие в 17 веке в Испании были поражены трезвостью этого народа. В Германии же, напротив, французских путешественников неприятно удивило количество встреченных ими пьяниц. Что же касается англичан, то никто из французских путешественников не заметил за ними особого пристрастия к алкоголю, но многие отмечали, что они проводят много времени в тавернах.

 

'Не пьешь, значит, меня не уважаешь'

 

Если судить по описаниям путешественников-иностранцев, среди всех европейских народов больше всего склонны потреблять алкоголь именно русские. По мнению чужеземцев, пьянство испокон веков было характерной особенностью этого народа. Еще в 17 веке Петр Петрей де-Эрлезунда (Petr Petrej de Erlezunda), посланник шведского короля, писал: ' . . . тому, кто не пьет без удержи, не место среди русских. Поэтому-то они и говоря о тех, кто не ест и не пьет на празднестве: ты не пьешь, ты не ешь, значит, ты не хочешь оказать мне честь'. И русские сильно не довольны теми, кто пьет менее, чем им бы хотелось. Зато если человек пьет столько, сколько ему наливают, они принимают его радушно и относятся, как к лучшему другу'. По мнению цивилизованного и образованного европейца алкоголь для некоторых был единственным развлечением, вернее средством расслабиться, 'ибо низшим слоям населения этой страны чужда животворная и побуждающая движущая сила, коей является самолюбие, они не желают возвыситься и разбогатеть, дабы множить свои удовольствия, их жизнь как нигде однообразна, . . . потребности - скудные, привычки - закоснелые'.

 

В 1839 году Астольф де Кюстин (Astolphe de Custine) писал: 'Самое большое удовольствие этому народу доставляет пьянство, иначе говоря - забвение. Бедные люди! Им нужно мечтать, чтобы познать счастье'.

 

Итак, иностранцы с незапамятных времен считали, что тяга к спиртному заложена в характере русских людей, и их единственным удовольствием является алкоголь.

 

'Счастье на дне стакана'

 

На самом деле идея, что русские чрезмерно любят водку, была принята ими, и укоренилась в самосознании этого народа. Пьянство в России считалось одновременно и грехом, и особенной формой добродетели, проистекающей из философских и эстетических особенностей русского характера, о которых к середине 19 века были общепризнанными: широта души, доброта и неизбывная тоска по идеалу. http://www.inosmi.ru/search/?query=%22%D4%...2&from_hs=1Достоевский писал: 'В России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные'.

 

Объяснение причин потребления алкоголя в обществе может быть намного глубже, чем просто тяга к 'забвению и потребность в мечтах'. Как культурное и социальное явление потребление алкоголя может рассматриваться и оцениваться по-разному в зависимости от традиций общества. Поэтому не вызывает удивления, что в России пословицы, осуждающие пьянство (Много пить - добру не быть. Со хмелиной спознаться - с честью расстаться. Не упиваясь вином, будешь покрепче умом. И т.д.) соседствуют с теми, где пьянство является синонимом удовольствия и самой жизни. Многие русские поговорки гласят, что, если пьешь до дна, тебе обеспечены процветание и долгая жизнь. 'Пей до дна - жизнь будет счастья полна'. 'Выпьем полную чашу за долгую жизнь' и т.д.

 

По русской традиции стакан нужно выпивать до дна. Во время застолий хозяин обычно подносил гостю стакан водки, чтобы дом был полной чашей, иначе говоря, чтобы в нем не переводились деньги. Можно отметить лексическую связь между полнотой стакана и, в символическом смысле, дома. Отсюда русское выражение: дом- полная чаша. Каждый из гостей, выпив стакан до дна, должен был прокатить свой стакан по столу, чтобы там не осталось 'зла' (остатки алкоголя считались 'злом', признаком 'враждебности'). Принято было все доедать и допивать, иначе гости оставляли 'зло' хозяевам.

 

Обычай пить 'за здоровье' также играет важную роль в российской культуре застолья (впрочем, не только русской). Корни этого обычая, скорее всего, нужно искать в мифологии. Возможно, ритуал пить 'за здоровье :' происходит от тоста в честь божества. Здесь нужно отметить, что пьют всегда за здоровье кого-либо другого, и никогда за свое. В принципе, желание разделять с другими алкогольные напитки, объясняется теми же причинами, по которым люди предлагали гостям разделить с ними еду. В основе этих традиций лежит идея, что пищу и питье дают боги, а, значит, они принадлежат всем. В этом контексте описание Петреем де-Эрлезунда русского пиршества вполне укладывается в рамки национальной традиции потребления алкоголя.

 

Документальные свидетельства конца 19 века показывают, что традиция чрезмерных возлияний во время праздников не утратила своего значения. Если с христианской точки зрения праздник предполагал поход в церковь и молитвы, то идеальное празднество для народа заключалось в радостном неистовстве и изобилии еды и питья.

 

'Пить в каждом кабаке десять дней кряду'

 

Русские традиции, как правило, облекают потребление алкоголя в героические одежды. В былинах доблесть героя измерялась его способностью перепивать других, вливая в себя впечатляющие количества алкоголя. Был также сказочный герой, который в награду за совершенный подвиг не пожелал полцарства. 'Деньги мне нужны, но прикажи, чтобы я мог в каждом кабаке пить десять дней кряду'.

 

Поэтому не вызывает удивления, что в 19 веке среди крестьян способность много пить считалась в некотором роде достоинством, особенно для юношей. Крестьяне не осуждали пьянство: 'Пьяного мужика бранят только члены его семьи, и то исключительно, если он тратит на спиртное свои деньги и пьет вместо работы. Зато на мужа, напившегося за чужой счет в свободное время, жена смотрит с умилением'. Таким образом, всякий крестьянин, который часто закладывал за воротник, считался 'счастливым и зажиточным, потому что пить можно было лишь при наличии денег в кармане'. Крестьяне, желающие показать свой достаток, всегда держали в доме водку и часто приглашали к себе соседей. Иначе говоря, возможность пить ассоциировалась с благосостоянием.

 

Способность много пить, чтобы доказать свою силу и физическую выносливость, приглашать друзей пропустить по стаканчику, чтобы показать свою гостеприимность, пить до дна, чтобы 'не упустить счастье' и т.д. и т.п. На самом деле речь идет о многовековых традициях, которые русские соблюдают и в наши дни, хотя многие, возможно и не догадываются об их истоках. Самой устойчивой традицией остается потребление спиртных напитков во время праздников. На протяжении веков алкоголь был и является необходимой принадлежностью русского праздничного стола.

 

Пьют ли русские сегодня больше или меньше? Ответ на этот вопрос интересует в первую очередь статистиков, медиков и борцов за здоровый образ жизни. А ответ на вопрос, почему они пьют, можно найти в традициях, которые, живы и поныне, пусть и в несколько измененном виде.

 

Можно очень долго рассуждать о традициях и причинах потребления алкоголя. Когда обращаешься к такой теме, как потребление спиртных напитков, необходимо учитывать тот факт, что способы потребления алкоголя могут не меняться на протяжении долгого времени, даже когда население в силу природных или экономических причин начинает отдавать предпочтение другому напитку, как это случилось в России с появлением там водки. Проблема потребления спиртных напитков очень сложна, и одной единственной причиной ее не объяснить. Отношение к алкоголю определяют не только традиции. Потребление алкоголя, являющееся безусловной частью культуры определенной эпохи, может восприниматься - в зависимости от превалирующего в обществе мнения - или как анти-культурное явление, или как допустимый социальный феномен.

 

Полина Травер - преподаватель университета Париж IV-Сорбонна

 

Иносми.ру

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Почтенные пользователи =)

С такой же долей можно сказать про наркотики и проституции в энных странах Европы =)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
В то время как последняя демонстрирует достаточно низкий уровень ежегодного потребления алкоголя на душу населения, в рассказах путешественников мы находим описания массового пьянства.

 

Это как?

Статистика лжет в последнее время, или залетным наливают по полной программе? :girl_haha:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP

Водка и уединение. Добро пожаловать в российскую деревню ("The Washington Post", США)

 

Пятница - тот день, когда в этой заброшенной российской деревне, находящейся от Москвы в шести часах езды по заснеженным дорогам через отравленные смогом промышленные города и бесконечные сосновые леса, происходит какое-то движение.

 

В этот день свой еженедельный визит десяти обитателям деревни Зимницы наносит продавец, привозящий им в магазине на колесах маленькие радости жизни.

 

'Я купил хлеб, мороженую рыбу, сигареты и водку, - говорит 53-летний Виталий, загружая свой потрепанный рюкзак, - а что еще нужно русскому?'

 

 

Похоже, что деревенская жизнь в России с большой неохотой втягивается в 21-й век.

 

Когда-то Зимницы были в три или четыре раза больше, и здесь работал свой магазин. Сейчас же разрушающиеся избы стоят как молчаливые свидетели постепенного перемещения населения из сельской местности в города.

 

Алкоголизм, искренняя вера в Бога и ощущение борьбы за выживание на окраине цивилизации - эти вековые черты русской деревни еще не исчезли, порой выходя на поверхность.

 

Виталий поднимает глаза, и на его лице под надвинутой на грязные очки в толстой оправе меховой шапке светится улыбка. Он еще не закончил свой монолог. 'Я знаю английский', - говорит он и выпрямляется. 'To be or not to be, that is the question!' - рявкает он, доказывая, что Шекспир проник и в этот уголок сельской России.

 

Четыре человека, ждущие своей очереди у палатки зеленого продуктового грузовика, не обращают на него никакого внимания, сосредоточившись на том, чтобы не выйти из общего ряда покупателей.

 

Стараясь сохранить тепло, они постукивают своими обутыми в валенки ногами одна о другую. Температура здесь примерно минус 20 градусов, и изо рта идет пар.

 

Тошнотворный привкус

 

Хотя кое-кто предпочел перебраться сюда добровольно. Живущий в одном из домов Сергей Копылов философствует следующим образом: 'Лучше быть первым парнем здесь, чем вторым в Санкт-Петербурге'.

 

Он тянется к большой прозрачной бутылке и наливает себе еще один стакан самогона - так по-русски называется алкогольный напиток домашнего приготовления.

 

Копылову 50 лет от роду. Однако из-за своей длинной неряшливой бороды, немытых волос, изможденного лица и глубоких морщин он выглядит лет на 20-30 старше.

 

'За Россию', - произносит он и медленно цедит прозрачный самогон. Брагу для него готовят на коровьем молоке; он крепче, чем водка и оставляет после себя тошнотворный привкус.

 

Копылов своими грязными, в трещинах пальцами подцепляет на вилку мороженую квашеную капусту и закусывает ею, чтобы отбить привкус и запах самогона.

 

Сейчас полдень, и Копылов в прекрасном настроении. Пять порций самогона вызывают у него возбужденное веселье. Кроме того, он запасся сосисками и рыбой из передвижной продуктовой лавки.

 

Вместе с ним в доме обитают четыре кошки, три собаки, его немой отец и подруга Татьяна. Раньше он жил в переполненной коммунальной квартире в Санкт-Петербурге, но променял ее на более спокойную сельскую жизнь.

 

Деревянные стены дома покрыты грязью. Отапливается он дровяной печкой.

 

Единственными вкраплениями современности в сцену жизни 19-го века в этом доме стали энергосберегающая электрическая лампочка, свисающая на проводе с потолка, электронные часы, мерцающие своими цифрами в углу, и мобильный телефон, повешенный на гвоздь в стене.

 

Копылов говорит, что дальше по улице в своей спартанской деревянной хибаре живет одинокая старуха. Время свое она проводит в молитвах, поисках дров для печи и походах за водой к колодцу.

 

Дачники-спасители

 

Россия богатеет на своих полезных ископаемых и энергоресурсах. Улицы Москвы переполнены последними моделями западных машин, а европейские повара готовят в ресторанах роскошные яства.

 

На берегах озера Селигер, что всего в шести километрах ходьбы по лесу от Зимниц, вновь появляются дачи. Москвичи и жители других городов, которых называют дачниками, скупают старые дома или строят новые.

 

Вслед за периодом упадка после развала Советского Союза находящиеся в красивых и популярных местах деревни вновь возвращаются к жизни.

 

'Дачники наши спасители, - говорит Виктор Виноградов, всю жизнь проживший на берегах этого озера в деревне Приозерной, - они приезжают сюда со своими деньгами и здесь их тратят'. Виктор строит дачникам дома и ловит рыбу на продажу.

 

А в Зимницах Копылов рисуется на своих санях, нахлестывая тянущую их по снегу дряхлую лошадь.

 

Затем он входит в дом, готовый принять новую порцию самогона.

 

'Умом Россию не понять, - заявляет он, - ее можно понять только сердцем'.

 

Иносми.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Это как?

Статистика лжет в последнее время, или залетным наливают по полной программе? :girl_haha:

неее, просто залетные не знают, что раньше наливали больше)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Пятница - тот день, когда в этой заброшенной российской деревне, находящейся от Москвы в шести часах езды по заснеженным дорогам через отравленные смогом промышленные города и бесконечные сосновые леса, происходит какое-то движение.

 

Похоже журналюга что то слышал о пятнице-тяпнице, но недопонял)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Похоже журналюга что то слышал о пятнице-тяпнице, но недопонял)))

да вообще то у них тоже самое, люди так же в пятницу срываются в бары и клубы.

наверное он решил, что в России пятница уж очень по особенному проходит

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Почтенные пользователи =)
да вообще то у них тоже самое, люди так же в пятницу срываются в бары и клубы.

 

Да толкьо они так скрываются там шо ппц скока они заночь выжерают виски,пива и прочего пойла ого-го!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Да толкьо они так скрываются там шо ппц скока они заночь выжерают виски,пива и прочего пойла ого-го!

угу, зят рассказывал в Канаде на выходных магазины спиртным не торгуют, народ тарится так что ппц, а если будешь употреблчть в течение недели могут стукануть боссам...дикие люди

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP

От этих западных стереотипов уже устали все. В каком то фильме видел, как на космической станции русский космонавт с гаечным ключом в шапке ушанке и т.д. Надоело. Проблемы с алкоголем в России несомненно есть. Но только ли в России?

 

"Алкоголизм в США принимает форму эпидемии

14 миллионов жителей США - или каждый тринадцатый взрослый американец - алкоголик. Еще несколько миллионов американцев употребляют спиртное регулярно и в столь больших количествах, что находятся на пороге алкоголизма.

Ежегодно злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков становится причиной смерти 120 тысяч жителей США. По данным министерства здравоохранения США, наркотики и алкоголь ежегодно наносят стране ущерб в размере 294 миллиарда долларов, причем ущерб от алкоголизма составляет львиную долю этой суммы - $185 млрд.

При подсчете были учтены как прямые, так и косвенные статьи расходов: затраты на медицину; на содержание правоохранительных органов; на ликвидацию последствий автокатастроф, вызванных пьяными водителями; на компенсации жертвам преступлений, совершённых преступниками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; на снижение производительности труда и т.д.

Согласно Federal Household Survey, 48 млн. американцев (всего в стране проживает около 282 млн. человек, почти 80 млн. из них несовершеннолетние) употребляют алкогольные напитки, как минимум, один раз в неделю. Еще около 52 млн. жителей США не отказывают себе в удовольствии выпить. 32% любителей спиртного, как минимум, один раз за год напиваются допьяна. Для сравнения, около 16 млн. американцев регулярно употребляют наркотики, а 66 млн. - курят.

По данным Национального института изучения алкогольной зависимости и алкоголизма, 53% жителей США утверждают, что среди их близких есть человек, у которого есть серьезные проблемы с употреблением алкоголя.

По крайней мере, 1.4 тыс. учащихся колледжей США ежегодно погибают в результате инцидентов, связанных с неумеренным потреблением алкоголя. Также алкоголь является причиной 500 тыс. различного рода травм и 70 тыс. актов сексуального насилия, фиксируемых каждый год.

По данным Администрации безопасности дорожного движения, в 2002 году из-за злоупотребления спиртным на дорогах США погибли более 17.4 тыс. человек - 41% от общего числа погибших в ДТП.

По информации Бюро юридической статистики, примерно 40% всех преступлений в США совершаются преступниками, находящимися в состоянии подпития.

Кроме того, ежегодно более 26 тыс. человек погибают от хронических болезней печени, в основном, вызванных неумеренным потреблением спиртного. Для сравнения, по данным National Vital Statistic Report, всего в 2001 году ушло из жизни 2 млн. 400 тыс. американцев.

По подсчетам общественной организации Common Sense for Drug Policy, алкоголь является причиной совершения значительно большего числа насильственных преступлений, чем наркотики. 21% преступников, содержащихся в тюрьмах США, совершили свои преступления в состоянии алкогольного опьянения и лишь 4% были под воздействием наркотиков. Более 40% убийств совершались после употребления преступником алкоголя, убийц-наркоманов всего 2%.

Употребляющие спиртные напитки американцы больше всего любят пиво, а американки - вино. 66% американцев в возрасте 18-49 лет всем спиртным напиткам предпочитают пиво. 18% из них чаще всего пьют крепкие спиртные напитки, 12% - вино. Большая часть их ровесниц (41%) предпочитает вино. Крепким напиткам отдают пальму первенства 26% молодых американок, пиву - 30%.

Среди мужчин старше 50-ти лет доля любителей пива уменьшается до 48%, зато возрастает число любителей крепких напитков (21%) и вин (24%). Женщины старше 50-ти лет больше пьют вина (53%) и крепких напитков (28%), но меньше пива (16%). Эти данные были получены в результате исследования, проведенного службой Gallup."

 

http://www.health.am/rus/site/more/1238/

 

Вот наш ответ солнцу. Без всяких стереотипов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
да вообще то у них тоже самое, люди так же в пятницу срываются в бары и клубы.

наверное он решил, что в России пятница уж очень по особенному проходит

 

Там нет такого понятия как конец рабочей недели в нашем понимании, т.к. график очень гибкий, посменный, оплата часто почасовая, поэтому банно-стаканный день - это не обязательно пятница =))

 

А вообще алкоголь там дорогой, но качественный - и поэтому даже прибалты частенько выезжают в Россию, чтобы ужраться ....

И увезти с собой разрешенный литр на человека и блок сигарет (если не путаю кол-во), т.к. и сигареты дороги ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.