Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Рекомендованные сообщения

  • Почтенные пользователи =)

На месте снесенного дома в Ростове один из местных жителей нашел десяток уникальных кирпичей XIX века. Выяснилось, что на раритете имеется необыкновенное клеймо, которое ростовские коллекционеры уже нарекли «Кирпичной бабой». Кирпичи с «печатью времени» были произведены в Нахичеване, один экземпляр сегодня получит в дар музей русско-армянской дружбы.

 

По предположениям ростовского собирателя кирпичей Романа Бочарникова, эта партия кирпича была произведена в количестве всего нескольких штук: «Такое клеймо ранее не встречалось никому из коллекционеров и специалистов. На все разрушенное здание, а это около 50 тысяч кирпичей – всего около десяти кирпичей с этим клеймом. Здесь случай неординарный – интереснейший штамп с изображением некоей фигурки в архаичном стиле. Бросается в глаза наивная графика клейма. Судя по всему, здесь изображен персонаж в этническом одеянии, предположительно одной из восточных народностей. В среде ростовских коллекционеров появилось даже кодовое название «Кирпичная баба» – по ассоциативным мотивам с каменными бабами сарматских племен».

Снесенный дом, на руинах которого была сделана находка, не принадлежал армянской семье. Но, основываясь на знании культуры и особенностей нахичеванского клеймения строительной керамики, исследователи пришли к выводу, что кирпич произвел мастер XIX века из Нахичевана. А оттуда он впоследствии и был привезен в Ростов.

«Мне кажется, это был порыв вдохновения производителя кирпича, – считает Роман Бочарников. – Наверное, у него было хорошее настроение, и он решил поэкспериментировать. Сделал деревянную форму, на которой вырезал вот эту симпатичную фигурку и залил туда глину».

Возможно, клеймо ничего не означало, а может быть, несло какой-то тайный смысл.

«Как правило, клейма на кирпичах наносились для идентификации производителя, такая культура клеймения идет с петровских времен. Обычно это были фамилии или инициалы заводчиков, реже – знаки, в которые производитель также вкладывал определенный смысл. Это могла быть символика с герба рода хозяина завода, например, подковы, кресты, короны. Или целиком очертания герба империи – двуглавого орла как маркера принадлежности продукции к государственному заказу или как показателя качества продукции, отмеченного высочайшими инстанциями. В нашем случае можно только гадать о том, какой смысл вкладывал производитель в такую маркировку: на удачу, на оберег, что-то иное?» – рассуждает археолог Дмитрий Зенюк.

 

Вероятность использования кирпичей в качестве своеобразного талисмана повышает и тот факт, что найденные уникальные кирпичи были замурованы в кладке снесенного дома. Возможно, владелец здания надеялся, что «Кирпичная баба» принесет ему удачу.

«Мы можем только предполагать, с какой целью были использованы эти удивительные кирпичи. Может быть, защищая себя, владелец рассчитывал, что на разрушивших строение и выпустивших на свет «Кирпичную бабу» обрушится кара? Подобное происходило с египетскими пирамидами. Только вот, кто должен быть призван к ответу: заказчик сноса, водитель бульдозера или коллекционер, откопавший раритет?» – шутит Роман Бочарников.

В его коллекции уже около пятисот винтажных кирпичей со старинным клеймом. Начал ее собирать Роман в начале 2000-х годов, когда в ему руки в качестве сувенира попал кирпич с Валаамских островов. Будущий коллекционер выяснил, что изготовлен он был в самом конце XIX века на заводе Валаамского монастыря. Так ростовчанин стал увлеченным собирателем старинных кирпичей.

«Выяснение «родословной» каждого кирпича – самое интересное в моем хобби, – говорит Роман. – Обычно я их нахожу сам на местах сноса старинных домов. Здания я не разрушаю, вытаскивая из них по кирпичику, свои находки обычно обнаруживаю в земле. Самый древний экспонат моей коллекции – кирпич времен татаро-монгольской орды, найденный в Азове. Самая ранняя дата, отпечатанная на моем кирпиче – 1771 год, судя по «печати времен» на произведенном в Москве кирпиче. Есть находки родом из Сухума, Гагр, Днепропетровска, Санкт-Петербурга и даже Лондона».

В большинстве случаев на кирпичах есть клеймо – и это было, как считает Роман Бочарников, замечательной традицией производства стройматериалов прошлых веков. Ведь это давало возможность понять, насколько качественно делает свою работу изготовитель, и стоит ли в дальнейшем покупать его продукцию.

Найденный в ростовском доме кирпич был сделан на славу, ведь сохранился он прекрасно. И с сегодняшнего дня «Кирпичная баба» займет свое место среди экспонатов музея русско-армянской дружбы.

kirpich_2.jpg

 

kirpich_1.jpg

источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.