Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Охота ч.1:Боровая дичь


Хантер
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

По просьбам ряда участников форума, хочу открыть цикл сообщений об охоте. Начну с необычной для юга России, зато весьма распространенной в центральной полосе и на севере охоте на боровую дичь- конкретно на глухаря и тетерева.

Этой весной я впервые побывал на такой охоте в Карелии.

Часть 1. Тетерев.

Охота производится непосредственно на тетеревиных токах, из шалаша. На месте тока за 20-30 дней до предполагаемой охоты устраивается шалаш, обычно из молодых елок или сосен. Шалаш можно устраивать как совершенно «на пустом месте», так и используя растущие деревья, в зависимости от того, где расположен ток. В нашем случае ток располагался непосредственно на болоте, поэтому шалаш отдельно стоящий. Шалаш должен быть густым, в особенности в нижней части, таким образом, чтоб снаружи не было видно ни движения, ни посторонних предметов. Рассчитывать момент выезда следует таким образом, чтобы охотники зашли в шалаш не позднее чем за 1,5 два часа до начала рассвета. Для Карелии в мае – это в два часа ночи самое позднее. Зайдя в шалаш, охотники прикрывают за собой вход, и усаживаются на складные стулья принесенные собой, либо на устроенные в шалаше лавки. Начинается самая трудная часть охоты – более двух часов надо сидеть практически без движения, разговаривать только шепотом(а лучше совсем не разговаривать). Нельзя курить. С учетом того, что в начале мая в Карелии ночью на болоте бывает до минус 7-8, такое сидение может стать испытанием для неподготовленного охотника. С учетом того, что к нормальному, не выбитому току на машине не подъехать, приходится идти по болоту, по глубокому снегу до 3 км. На спине рюкзак, а иногда и стул, на теле жилет с патронами, в руках ружье. На подходе к шалашу с тебя уже течет ручьем. Заходишь, садишься. Мороз -5, а ты весь мокрый. Через 20 минут тебя уже трясет от холода. Поэтому на такой охоте термобелье по степени значимости выходит едва ли не на третье место после ружья и патронов.

Итак, сидим ждем. Собственно, действо, начинается обычно с истошных криков белого куропача, которые почему-то сопровождают все токи в Карелии. Поразительно, как такая небольшая птица может издавать такой грохочущий хохот. Кто не слышал этого звука, рекомендую послушать – в Нете есть запись. Представьте такой звук на уровне полной громкости переносного магнитофона в лесу или на болоте в три ночи при абсолютной тишине. Я вам скажу, это производит впечатление.

Где то в половине четвертого начинается собственно токование. Вначале, прилетают старые тетерева, т.н. «токовики». Рассаживаясь невдалеке от тока на деревьях или на земле, они какое-то время оценивают обстановку. Это самый напряженный момент. Заслышав хлопанье крыльев токовика, надо замереть полностью. Убедившись, что сегодня току ничто не помешает, токовики начинают издавать сигналы, которые и являются приглашением на ток уже непосредственно бойцов. Звук этот предать трудно. В литературе пишут, что он звучит как «ЧЧ-у-фф-ыыы!», но послушав его своими ушами, я должен констатировать, что это весьма далеко от истины. Боюсь человеческие связки повторить подобное не в состоянии. Вообще говоря, долго оттягиваешь момнет выстрела, т.к. красота зрелища непередаваема. Когда на току хотя бы птиц 15, и все они распалены схваткой, это,я вам скажу, стоит поглядеть. Грохот крыльев, крик и курлыкание стоит такое, что ток легко услышать за 2 и более км. Непрерывно бегая друг за дружкой, наскакивая с разгона друг на друга, подпрыгивая и хлопая крылями, птицы создают картину, которая ИМХО, и является главной в этой охоте, опережая факт добычи.

Собственно охота начинается с момента, когда уже светло настолько, что можно стрелять. Медленно высовывая стволы из шалаша, выбираем птицу, токующую удобно и не далеко, стреляем. Честно говоря, читая об этой охоте в книгах, я думал, что никакой проблемы для меня это не составит: легко бью птицу влет, тренируюсь часто на стенде. Ан нет: во-первых, стрелять приходится обычно из очень неудобного положения – полусидя-полустоя. Во вторых, щели для ствола узкие, просовывать надо медленно, пока просунешь, разошедшийся петух уже ускакал за пределы видимости этой бойницы. В третьих, токуя, они совершают неожиданные прыжки вперед или вверх, иногда выскакивая из зоны поражения уже в момент выстрела.

Обойдя все эти трудности, стреляем. Попали. Далее может быть несколько вариантов. Если на току стреляют часто, вся птица слетает с тока и больше туда не возвращается. Если стреляют изредка, птица слетает и возвращается через минут 20 постепенно, можно стрелять снова. На настрелянных токах птица после выстрела не слетает вовсе: не понимает, откуда грохот. Она пригибает головы и останавливается, на пару десятков секунд. Потом продолжается ток. Боле того, зачастую петух, увидя, что его соперник повержен, радостно кидается бить и клевать уже мертвого своего противника. Иногда до такой степени, что подкидывает убитого на метр.

В любом случае, из шалаша нельзя выходить до полного окончания тока, даже если вы исчерпали свои лицензии. Тот кто следует этому правилу, не только обеспечивает себе следующую охоту на том же току, но и вознаграждается тем зрелищем, ради которого все и затевалось. К концу тока а появляются тетерки, которые сидели до этого окрест. Тетерка раза в три меньше петуха, и в отличие от его яркой раскраски, раскрашена еще более неброско, чем полевой воробей. Бегая по току(иногда садясь на шалаш), тетерки выбирают наиболее достойных бойцов. Выбрав приглянувшегося, тетерка подлетает к нему плотную и садится. Это приглашение. После этого парочка покидает ток и уединяется где-нибудь среди ветвей для продолжения рода. Тетерок стрелять ни в коем случае нельзя. Причем это не только формальное правило, но и соблюдаемой всеми адекватными охотниками: за преднамеренное убийство тетерки (к сожалению они иногда попадают под выстрелы и против воли) можно схлопотать по физиономии от товарищей.

После того, как большинство петухов разобрано, остальные потихоньку разлетаются. Улетают и токовики. Остаются иногда только совсем юные петушки, которых никто не выбрал, а энергии много. Эти могут токовать целый день и даже менять место тока, забираясь подальше: особенно садясь на ток в центре замерзших озер. Таки могут токовать и в полном одиночестве – тренируются наверное.

На этом охота оканчивается. Вылезаем. Подбираем дичь, и стараясь как можно меньше времени провести на току, убираемся восвояси.

В этой же теме планируется позже рассказать об охоте на глухаря.

 

 

Фото: Шалаш

 

 

Фото: на току

[

attachment=8301:4.JPG]

 

Фото: с трофеями

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И в заключении раздела качественные фото тетерева, уже не мои, а так, для общего развития.

post-12264-1215082984_thumb.jpg

post-12264-1215082999_thumb.jpg

post-12264-1215083005_thumb.jpg

post-12264-1215083015_thumb.jpg

post-12264-1215083021_thumb.jpg

post-12264-1215083029_thumb.jpg

post-12264-1215083036_thumb.jpg

post-12264-1215083044_thumb.jpg

post-12264-1215083049_thumb.jpg

post-12264-1215082760_thumb.jpg

post-12264-1215082765_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • VIP
Поразительно, как такая небольшая птица может издавать такой грохочущий хохот. Кто не слышал этого звука, рекомендую послушать – в Нете есть запись. Представьте такой звук на уровне полной громкости переносного магнитофона в лесу или на болоте в три ночи при абсолютной тишине. Я вам скажу, это производит впечатление.

 

Угу, прикольные ощущения, можно даже вздрогнуть от неожиданности =))

 

Охотиться мне не приходилось, но вот в такой "юрте" я сидел ))

Но кроме этих звуков я так ничего не увидел ....

 

Хантер А правда ли то, что если отстреливать глухаря с мелкашки например (с оптикой, и с растояния достаточного, чтобы они не услышали щелчок выстрела) когда они сидят на сосне.

То надо их с самого нижнего начинать снимать ...

Птицы, что сидят на ветках повыше - просто не замечают как падают нижние ))

А если стрельнуть в ту что повыше, то падая она распугает нижних ...

 

Или это байки? =))

Они вообще на ветки могут взлетать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Часть 2: Глухарь.

Охота производилась на Северо-западе Карелии, на самой границе с Финляндией. (В качестве офф – финское радио невероятно смешное, особенно музыкальные станции). Место там совершенно дикое, до ближайшего населенного пункта – 30 км тайги и болот. Дороги – раз два и обчелся, и те т.н. «технологические», а проще говоря лесовозные.

Сказать, что охота трудная – ничего не сказать. Охота начинается, в отличие от тетерева, еще с вечера. Подъехав к месту предполагаемого тока, подходят к нему тихонько пешком и слушают. В хорошую погоду глухарь начинает щелкать еще часов в 9-10 вечера. Сразу оговорюсь, что для такой охоты неизбежен проводник, либо вы сами должны быть более менее опытным. Мое нетренированное ухо смогло различить щелканье только метров со ста, притом что ближе непоющий глухарь не подпустит не при каких обстоятельствах. Проводники обычно выделяют его метров с двухсот. Если на току глухо(как и было у меня первые два дня), надо выходить, и ехать на другой ток, если таковой есть поблизости. Оговорюсь сразу, что тока очень часто расположены в труднодоступных местах, в лемму, на болоте и т.д. и добираться до них приходится до 5-7 км пешком по колено в воде или по пояс в снегу. В предыдущей части на фото видно, что творилось на севере Карелии, когда мы туда приехали. Ночью мороз до 7 градусов, пронизывающий восточный ветер, самый страшный в Карелии(а вовсе не северный) – ветер с Белого моря. В такую погоду живность замирает. У местных есть пословица – «Ветер с востока – ни рыбы, ни тока». Готов заверить, что пословица абсолютно жизненная. До тех пор, пока ветер не сменился на южный, на токах стояла глубокая тишина. Как вы понимаете, ежевечерние «прогулки» такой протяженности без результата не способствуют хорошему настроению.

Просидев третий вечер на току без результата, я было совсем упал духом; к часу ночи злые и замершие, переехали на другой ток; и о чудо – мой проводник услышал первое щелканье!

Вот тут, как говориться, и начинается самое интересное. Степень тишины, которую необходимо соблюдать при охоте на тетерева можно назвать какофонией по сравнению с требуемой на глухаря тишиной. Да и вообще, если честно, не смотря на мой большой опыт наших охот, я до сих пор считаю, что мне повезло взять первого же глухаря. Менее подготовленному человеку, скорее всего, это вообще окажется не под силу.

Услышав щелканье, ни в коем случае не следует немедленно двигаться в ту сторону; надо дать мошнику «разойтись», лучше всего дождаться, когда он начнет петь. Здесь, однако есть трудность: если щелканье, как я уже написал, слышно метров за 150 опытному уху, то песня слышна не больше чем метров на 70 в тихую погоду. Опытный охотник может определить начало песни по изменяющемуся (резко ускоряющемуся) щелканью, за которым собственно и следует т.н. песня. Однако. Глухарь птица невероятно умная. Особенно старые и опытные глухари на третий-четвертый цикл пения не заводят песню после щелканья, обманывая охотника. В этот момент многие прокалываются: ожидая песни, начинают бежать. А глухарь замолкает. Мало этого, зрение у лесного петуха, я вам скажу, едва ли не орлиное: он способен заметить движение в сумерках, в лесу на очень большом расстоянии. Поэтому, если глухарь токует на дереве, подходят обязательно сзади.

Итак. Перед подходом необходимо в прямом смысле абсолютно бесшумно раздеться до максимума: снять все куртки, шарфы и т.д., что может помешать мгновенным прыжкам. Не дай бог, если на вас «шелестящая» одежда – охота не удастся. Заблаговременно также проверяют обувь на предмет скрипов и т.д. Ремень с ружья снимают – чтоб не звякал, не цеплялся. Вообще, одежда имеет первостатейное значение: нигде не должно звякать, хрустеть, цокать. Движения должны быть абсолютно свободны. Берем только заряженное заранее(никаких щелканий затвора или подъема стволов) ружье и пару патронов(больше вам все равно не понадобится). В случае полуавтоматов с головой хватает патронов, которые в магазине.

Если вы уверены в себе, до расстояния в 100 метров можно просто очень тихо подходить в нужную сторону. С расстояния 100 м необходимо начинать подскакивать. Объясняю смысл. Токование разделяется на два основных звука – щелканье(тэканье) и собственно песня. Глухарь глух только в момент песни, которая продолжается три-четыре секунды. Только в этот промежуток можно двигаться (издавать шум) – притом любой – хоть в барабан бей. В остальное время глухарь слышит намного лучше человека. (Выслушав это заявление мой маленький сынишка заявил, что птицу следовало назвать «слухарь», что не далеко от истины.) Звуки глухаря(потом выложу ссылку на аудиозапись) выглядит примерно так: «Тэк. Тэк. Тэк-тэк. Тттрррэ-э-эк – Песня.» Справедливости ради, отмечу, что «песня» – слишком громко сказано – это просто такой специфический музыкальный шелест. Слушаем цикла три четыре, чтобы ухватить ритм – старые и молодые петухи токуют с разной скоростью. Затем, дождавшись «Тттрррэ-э-эк» и убедившись, что глухарь не замолчал(см.выше) делаем два-три прыжка в его сторону. При этом можно ломать все на своем пути, хрустеть снегом и даже кричать «Ура» от напряжения – в это момент глухарь ни черта не слышит. Опытные могут позволить себе и 4 и пять прыжков. Определяющими являются три момента. Раз. Движение должно быть закончено ДО конца песни, никаких дополнительных движений. Два. Куда стал, там и стой, в какой бы позе не застал тебя момент остановки – в луже, в снегу, на одной ноге – не шевелись. Три. Не двигайся по открытому месту – глухарь тебя заметит. Дополнительно стоит после окончания песни, во время щелканья, определить маршрут(и точки) следующих прыжков – дабы не стоять в луже или качаясь на поваленном дереве. Кроме того, на последнем прыжке следует необходимо со всего маху ставить ноги на землю, дабы заранее сломать все сучки, которые там могут сломаться, провалить весь снег, который может провалиться и так далее. Самый неприятный момент. Иногда бывает, что все же угодив в лужу или на ветку в последнем прыжке, вы чуть «подшумите», и глухарь на выходе из песни что-то услышит. Если это что-то было явно, птица просто улетит. Если же это было чуть, на грани восприятия глухарь просто замолкает. Молчать может и 10 и 20 минут, а может и вообще больше не запеть – или только щелкает, но не поет. Стоять в неудобной позе, или тем паче в воде столько – удовольствие сомнительное. В этом случае надо либо набраться мужества и стоять до песни, либо, если уже не вмоготу, и дистанция позволяет, стрелять. Мне(с помощью проводника) удалось подойти без подобных инцидентов. Проводник берет тебя за руку, и по его команде прыгаете, он держит за руку. Но если вы не «въехали» в песню, никакой проводник не поможет. Плюс последние метров 30 все равно придется подскакивать самому – на таком расстоянии движение двоих глухарь заметит 100%.

Мне одновременно повезло и не повезло. Не повезло в том, что глухарь токовал не на дереве, а на «столе». «Столом» называют открытые участки вырубок или опушек, покрытые глубоким снегом. Минуса здесь два – токуя на «столе», глухарь чаще всего поворачивается во все стороны обозревая окрест на 360 градусов. Второй минус – на больших «столах» глухарь садится в центре, на выстрел к нему не подойти. Повезло мне в том, что глухарь пел у самого края стола, да еще в том месте, где были густенькие молодые елочки, скрываясь за которыми, я смог подойти к нему метров на 30 – дистанцию верного выстрела. Надо сказать, что когда проделаешь весь этот нелегкий путь, несмотря на боязнь того, что птица в любую секунду может слететь, тем не менее не можешь сразу прервать выстрелом эту красоту. Представьте себе: пол пятого утра (там уже светло), тишина, на девственном белом снегу токует птица, раскрашенная местами всеми цветами радуги, размером с крупного индюка, при этом щелкая во всю мочь, подскакивая метров на пять и хлопая крыльями. Зрелище незабываемое.

Стрелять обязательно под песню, т.к. в случае промаха можно будет стрелять второй раз. Иногда даже зараненные петухи, битые под песню, не улетают, и можно сделать второй выстрел. Я, слава богу, обошелся одним. Вот, собственно и все. И как я не обожаю нашу местную охоту, боюсь, что каждую весну меня будет непреодолимо тянуть в Карелию.

post-12264-1216124615_thumb.jpg

post-12264-1216124629_thumb.jpg

post-12264-1216124640_thumb.jpg

post-12264-1216124651_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А правда ли то, что если отстреливать глухаря с мелкашки например (с оптикой, и с растояния достаточного, чтобы они не услышали щелчок выстрела) когда они сидят на сосне.

То надо их с самого нижнего начинать снимать ...

Птицы, что сидят на ветках повыше - просто не замечают как падают нижние ))

А если стрельнуть в ту что повыше, то падая она распугает нижних ...

 

Или это байки? =))

Они вообще на ветки могут взлетать?

Ответы.

1. Охота на птиц с нарезным оружием КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА И ЯВЛЯЕТСЯ БРАКОНЬЕРСТВОМ. С винтовкой к глухарю подходить не надо - можно бить с 200м. Аналогично тетерев - на звук мелкашки не реагирует вообще - можно выбить весь ток. Сам не святой, можно на крайний случай не взять путевку; но заниматься мясозаготвкой - преступление против природы.

2. Как указал выше, под песню глухарь не слышит не щелчка, ни грохота. Что же касается вне песни - не знаю, возможно метров с 200 петух и не среагирует на мелкашечный выстрел.

3. МУРАД, вы же не думаете, что в соответствующих местах все деревья облеплены глухарями? Поверьте, даже в уголке девственной природы, где я был, найти глухаря сложно - не невозможно, но сложно. Степень концентрации "пучками на дереве" из области фантастики.

4. Если бы все же такое случилось - глухари иногда слетаются на токование соперника, дело скорее всего закончилось бы разборкой на земле - не усидят они вместе на одном дереве и 5 минут, полезут драться.

5. МУРАД, средний ток 5-10 птиц в максимуме(площадь тока грубо гектар 10) больше 15 - очень большой ток. Глухарь живет 100 лет и более. Капелухи несутся не каждый год, много глухарят погибает. Убивая птицу, охотник должен понимать, что он сокращает ток, делает его меньше. Выбив птицу на току полностью, вы уничтожаете ток как таковой:некому будет научить молодь токовать именно здесь. Стоит ли уничтожать 1000 лет жизни разом, оставляя после себя мертвую площадку, где птица уже никогда не восстановит ток?Поэтому разумный охотник не станет бить больше 2 птиц на среднем току в год(!) и никак не больше 4 на крупном. С учетом того, что петух в перьях весит 6кг и более, еды хватит на долго. Поэтому люди рассказывающие подобные вещи, либо просто п....болы(на 99%) а если вдруг это правда - их следует судить и сажать. Таково мое имхо.

 

Да, забыл. Разумеется, глухарь может взлететь на ветки, что чаще всего он и делает - описанная мной охота скорее исключение, и вообще прекрасно летает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.