Перейти к публикации
Новостройки Ростова-на-Дону

Про СТРАХ!!!


Nikolya
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Ср Мар 28, 2007 11:03 pm

 

«Многие люди чрезвычайно

обедняют свою жизнь,

будучи преследуемые страхами,

пришедшими из прошлого и не

получившими должной

переоценки».

Джон Сеймор.

 

Как утверждают психологи, «страх – это обучение с первой попытки». Это означает, что при мощном эмоциональном потрясении, сопровождающий ему сигнал автоматически станет «ЯКОРЕМ» и будет вызывать соответствующие переживания.

Например, если человеку стало плохо с сердцем, повысилось давление, когда он зашел в кабину лифта, то – он может получить – клаустрофобию.

Или женщина подверглась сексуальному насилию в темном подъезде, то – она наверняка получит – навязчивый страх темноты.

И этот факт, что некоторые сигналы раз за разом могут вызывать у нас негативные эмоции, конечно же, не внушает особой радости.

Но раз бывает так, почему же не должны существовать «положительные якоря». Ведь в жизни каждого человека есть много примеров, когда он испытывал мощные положительные эмоции: радость, уверенность, бесстрашие или спокойствие.

И вот я научу Вас отдельным техникам получения и закрепления «положительных якорей». Используя «положительные якоря» по собственному желанию, Вы сможете вызывать эти состояния в нужный момент. Эти психологические и физиологические состояния, позволяющие человеку достигать цели, называют «ресурсами».

Таким образом, при помощи «положительных якорей» мы можем давать человеку необходимые ресурсы для преодоления тревоги, страха, извлекая их из его же прошлого. А как это делать Вы узнаете из наших встреч, а потом Вы уже сами можете, опираясь на это решать многие свои проблемы.

 

Следует отметить, что лечение более выраженных и особенно «застарелых» страхов представляется довольно продолжительным делом. Для этого приходиться использовать комбинированные техники, а порою и модифицировать их по ходу работы, учитывая Вашу индивидуальность. Путь к быстрому изменению долог. Маленькие изменения неминуемо приведут к большему.

Человек приобретает проблему из-за программирования в прошлом. Фобия всегда бывает результатом прошлой травмы. И вот этот прошлый опыт клиента, я учитываю для облегчения или изменения травматического опыта. Нужно исследовать симптом и изменять его, а не искать, что же за ним скрывается.

Ведь симптом имеет функцию в настоящем, и это позволит воздействовать на текущую систему взаимоотношений клиента со своим сознанием.

Наше бессознательное – это позитивная сила, которая способна устроить все к лучшему, если ей не мешать. Это можно проследить по аналогии ходьбы. Если Вы сознательно и внимательно будете концентрировать внимание на Ваших ногах, то при ходьбе начнете спотыкаться. А, опустив это на волю подсознания, передвигаетесь легко и просто. Есть анекдот про сороконожку, и Вы его знаете.

Цель терапии – превратить поведение-симптом в такое поведение, которое будет выполнять позитивную функцию в дальнейшей жизни клиента. Человек получит бессознательную компетенцию уже в другой позитивной стратегии восприятия мира.

И не надо думать, что возможно «очистить» человека от всех проблем на вечные времена. Напротив, нужно и можно помочь человеку, чтобы тот сумел разрешить стоящую перед ним проблему и подняться на более результативный уровень функционирования в реальном мире. И научиться получать удовольствие от преодоления.

 

Необходимо создать ситуацию, которая требует от человека иного поведения и ведет к появлению нового жизненного опыта. Ведь человек – это обучающий организм, который учиться через реальный опыт. Подобные техники дают клиентам уверенность в том, что они сами справляться с проблемой, если она возникнет снова.

Изменить человека – значит изменить его систему классификации окружающего мира. Людям трудно измениться самостоятельно, потому что они мыслят в рамках системы, которую хотят изменить.

Как, пример:

«Поставьте задачу не думать о белом слоне» – и Вам вначале приходиться представить белого слона, а потом запретить себе об этом думать. Поэтому начинайте думать о розовой черепахе, вот и уже забыли первое. Или чем больше кто-то старается быть расслабленным, тем менее расслабленным он становиться.

 

Так и Фобик – старается изменить себя, когда необходимо изменить способ восприятия мира в его ощущениях. И каждая попытка изменения активизирует прошлое восприятие и тем самым препятствует приобретению нового взгляда на жизнь.

Психология и философия предполагает, что мы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим субъективную модель этого мира. И живем в нём. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств, а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений, интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем «субъективную карту» и отправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая «карта», мы будем путешествовать долго, получая при этом удовольствие.

«Карта», же ограниченная небольшой территорией, гарантирует короткое путешествие, с проблемами и тревогами. Все мы двигаемся по одной и той же «территории», но с разными «картами» в руках. Поэтому успех или неудача зависит от нас, от нашего восприятия окружающего мира, от представления своего места в этом мире.

Как же Вы воспринимаете все многообразие реального мира и как рисуете в своем воображении карты и схемы этого подлинного мира?

Люди воспринимают реальность с помощью органов чувств, так что в основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация. Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в единые представления об отдельных фрагментах окружающей действительности.

Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем. В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых реальностью, есть также логические образы фактов, знания, опыт и мысли.

В сущности, модель мира – это сокращенное и упрощенное отражение всей суммы представлений данного человека о реальности в рамках конкретной общественной структуры. Однако далеко не вся сенсорная информация облекается в слова, ибо при ретрансляции опыта в нервной системе существуют своеобразные фильтры, представленные рядом ограничений: нейрофизиологическими, социальными, культурными, индивидуальными.

Все типы ограничений в модели мира приводят к тому, что использующий ее субъект оказывается стесненным в выборе своих действий и реакций на реальный мир. Его поведение напоминает неуверенные шаги слабо видящего и плохо слышащего человека в постоянно изменяющейся ситуации подлинного мира.

Задача психолога состоит в том, чтобы расширить и дополнить имеющуюся у клиента модель таким образом, чтобы тот увидел новые возможности выбора, избавился от своей фобии, решил проблему «тупика», раскрыл те ресурсы что имеет.

Более того, все это дает ключ к пониманию поведения, которое может показаться нам странным или неуместным и главное изменить его.

Мы поймем реакции человека, если сможем увидеть поведение индивидуума в его модели видения мира. И тогда сможем корректировать опыт и поступки человека.

А в итоге у него станет богаче модель мира, и это даст ему большую возможность выбора.

Фобии – весьма специфические примеры того, как внешний стимул запускает внутренние процессы в модели мира человека, вызывающие в итоге нежелательные переживания.

Фобии вызываются не только внешними переживаниями, они могут возникнуть из-за внутренне порождаемых образов, звуков или чувств, а так же ощущений.

Люди могут вызывать внутри себя, при весьма малом подтверждении от внешнего опыта, эмоциональные состояния, которых они могут хотеть или, наоборот, которые нежелательны. Важно знать, как они вызывают такого рода реакции в самих себе. Мы реагируем на стимулы, и эта реакция обычно происходит на бессознательном уровне.

Кроме того, эта реакция предопределена тем, что происходило в нашем раннем развитии, когда мы не обладали способностями подвергать это сомнению. И это делало нас беспомощными. И вот понимание представлений о причине и следствии (или стимул - реакция) – это то начало, что начинает разрушать установившуюся связь.

Мы не меняем стимулы, которые мир предъявляет нам, мы должны изменить реакции на эти стимулы. Часто новая реакция на старый стимул может произвести столь глубокое изменение, что все жизненные переживания в значительной степени улучшаться. Ведь большая часть человеческого поведения, это то, что мы приобрели в процессе обучения.

 

Например:

Женщина может посмотреть вниз с высоты, почувствовать себя падающей и быть охваченной ужасом. И её пугает не просто смотреть с высоты вниз, а то чувство, которое возникло. Не падает же она на самом деле.

Для человека с фобией змей даже подумать о прикосновении к змее вызовет реакцию, во многом похожую на ту, которая возникла бы при контакте с реальной змеёй.

Другие люди могут вызывать внутри себя, даже без внешнего влияния, эмоциональное состояние, как желаемое так и не желательное.

Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию. Ведь Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога – поддерживать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе.

Психолог способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, он личностно причастен к процессу трансформации и росту человека. И помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.

 

Создание личности – это центр постоянно изменяющейся сферы опыта, мира индивидуального восприятия, которое есть мера всех вещей.

Стимул – реакция, это как бы наша привычка, часто облегчающая нашу жизнь.

Например:

• Звонок телефона – желание подойти к нему, но эта связь прерывается, если Вы в офисе начальника или в гостях.

• Или попробуйте не реагировать, если Вам кто-то протягивает руку для пожатия.

 

Процесс понимания и изучения языка так же связан со связкой стимул-реакция. Слово не имеет смысла само по себе, так и незнакомый язык не передает нам значений. Это просто звуки, организованные в определенной последовательности со специфическими интонациями, становятся значимыми, когда они ассоциируются с определенным чувственным опытом.

Когда маленький ребенок сталкивается со словом «собака» и видит реального пса, дотрагивается до него, чувствует его запах, слышит лай. И вот теперь при упоминании собаки, ребенок ощущает ее присутствие. А как часто родители в детстве закладывают те фобии, что сопровождают человека всю жизнь, лишая детей инициативы и самостоятельности.

К фобиям обычно предрасположены люди с красочно-образным, эмоциональным мышлением и в то же время с известной душевной инертностью, неуверенностью в себе, тревожностью, врожденной бурно-вегетативной неустойчивостью.

Именно у них душевная напряженность (врожденно психопатическая или вызванная каким-то неразрешимым конфликтом и т. д.) содержательно конкретизируется как страх от чего-то ярко и отчетливо показавшимся ужасным.

Хотя причины фобий сложны и не до конца поняты, эти расстройства, вероятно, развиваются у людей, которые в своей семейной или социальной среде не научились различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной. А как сильно авторитарное религиозное учение программирует слабые стороны в поведении человека, и мешают ему адаптироваться в обществе и научиться адекватному общению в социуме. Ничто так не разрушает человека, как сознание выключенности из современной жизни, отсутствие перспектив будущего.

Почитайте наши газеты, где проповедуется исцеление и получения счастья в салонах судьбы. На самом деле от посещения магов и чародеев фобия не проходит, она трансформируется, становится еще более сложной. Например, фобия социальная превращается в демонофобию. Человек начинает бояться порчи, дурного глаза. И много фактов, когда сознательно внушали людям страх, зависимость. Ведь управлять можно только тем, кто боится.

 

Поведение человека характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Все психическое развитие зависит от наличия у человека целей, перспектив в будущем и значимых событий, связанных с достигнутыми целями в прошлом. Соотношение будущих целей и прошлых достижений определяет психический возраст.

 

Вообще, на мой взгляд, двадцать первый век – это век фобий и страхов. Поскольку явно видны реальные опасности связанные не только с терроризмом, но и реалиями современных технологических катастроф. В этих случаях в основе фобии лежит реальные ситуации. Человек реагирует не на одно событие, а на множество.

И какая-то ситуация может актуализировать другие, существовавшие ранее страхи. Прошлое же не изменишь. Оно наполняет чувством стыда или страха сознание человека. К тому же у человека слишком живой ум, и он многие вещи сам додумывает.

Но без прошлого опыта тоже нельзя жить, иначе мы не смогли бы выстраивать наш сложный мир построить и ориентироваться в нем.

Как много ужасающей и уродливой информации в газетах и новостях, а чаще всего дезинформации и вранья. Человек поставлен в такую ситуацию сегодня, что верить никому нельзя, а если нельзя верить, то надо тревожиться сильнее. Чем больше лжи и обмана нас окружает, тем больше страхов и фобий.

Получается, что практически каждый человек имеет ту или иную фобию?

 

Да, страхами заражен практически каждый человек, просто не каждый доходит до какой-то критической точки. К примеру, почти все люди боятся болезней, мучений. И нет людей, которые спокойно переживают страхи.

Лечение и изменение стратегии восприятия мира состоит в том, чтобы развить у человека способность встречаться лицом к лицу с фобической ситуацией как бы принять ее. А также в том, чтобы убедить его на чувственном опыте, а не умозрительно, что ситуация на самом деле не опасна. С помощью индивидуальных, ранжированных по сложности заданий Фобика пытаются научить адекватно, реагировать на реальные аспекты ситуации и меньше – на воображаемую угрозу.

Доказана высокая эффективность различных форм лечения методом погружения в подлинную ситуацию. Обычно в процессе лечения участвует человек, вызывающий доверие пациента и хорошо понимающий его. Присутствие такого помощника создает основу для восстановления более реалистичных способов реагирования в фобических ситуациях, снижает уровень страха и повышает чувство реальности.

Еще одна желательная цель терапии погружением – добиться понимания больным факторов и процессов, которые усугубляют либо облегчают фобическое поведение.

Я применяю, и другие признанные методы лечения, которые включают различные формы психотерапии, поведенческой терапии и гипнотерапии.

Существуют также особые программы для пациентов, боящихся покидать дом и его окрестности.

 

«Отсутствие страха – глупость,

перманентный страх – глупость вдвойне».

И. Шевелев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.